Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 7 декабря – выставка «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма.

Гость передачи – директор музея Юлия Петрова.

 

Что мы, собственно, знаем об испанском изобразительном искусстве? Ну, конечно, Веласкес с Мурильо (знатоки севильской школы вспомнят еще Франсиско Сурбарана). Гойя, разумеется. И совсем близко к нам – Пикассо и Дали.

Вторая половина XIX века тут из поля зрения выпадает. Собственно, когда об этом периоде говорят, то практически вспоминают одних французов. Но картины, понятное дело, писали и в других странах, и процессы отхода от академизма – где постепенные, где бурные – тоже происходили повсюду.

Именно этот период испанской живописи и показывает сейчас Музей русского импрессионизма.

 

С одной стороны, здесь продолжало действовать влияние романтизма – и конечно, Гойи. С другой – уже чувствовалось влияние и соседней Франции. Особенно ощутимо последнее в северных регионах Испании – Каталонии и Стране Басков. Не случайно, таким образом, значительная часть приехавших в Москву работ – из барселонских музеев и коллекций (да и куратор с испанской стороны, историк искусства Франсеск Фонбона – оттуда).

Впрочем, вот как еще до всякого импрессионизма пишет в 1860-х годах Мариано Фортуни (между прочим, в свое время художник крайне модный).

 

Интересно, что ряд авторов, как Сантьяго Русиньоль, продолжают придерживаться довольно сдержанной колористики. Хотя работал Русиньоль непосредственно в Париже.

 

Мариан Пиделасерра, подобно Моне, экспериментирует с вариантами цвета и света в одном мотиве.

 

Вот еще одна работа того же автора – и это уже скорее постимпрессионизм.

 

Вместе с Пиделасеррой привез и выставил в Барселоне свои парижские работы Пере Изерн.

 

Также в Париже работает Игнасио Сулоага.

 

Рамон Казас – виды Монмартра у него достаточно сдержанны.

 

И какой контраст с его же ареной для боя быков в Барселоне!

 

Изидре Нонель даже принимал участие в Салоне импрессионистов и символистов в Париже.

 

Еще один участник парижских выставок – Рикард Каналс.

 

Эрмен Англада-Камараса – приверженец мрачновато-символистской стилистики.

 

Жоаким Мир считается представителем «каталонского модерна».

 

Адольфо Гиард предстает на этой выставке как певец трудящихся женщин – то крестьянок, то белошвеек.

 

Аурелиано де Беруэте-и-Морет – это, вообще-то, доктор права и депутат. Но плюс ко всему еще и любитель живописи в манере, близкой к барбизонцам.

 

И под занавес – два наиболее погрузившихся в «импрессионистскую» манеру автора. Дарио де Регойос – на нем вообще любопытно проследить эволюцию от мрачновато-монохромной социальной тематики к пейзажам и практически пуантилизму.

 

Ну, и наверно, главный импрессионист Испании Хоакин Соролья.

 

Всего в экспозиции около 60 живописных работ, есть также скульптура и графика. Всего в проекте участвуют 13 музеев Испании. Продлится выставка по 26 января.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире