Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 26 октября – выставка «Иконописные сокровища Российской империи. Памятники XVIII века – начала ХХ века из Третьяковской галереи и Музея русской иконы».

Гости передачи – куратор выставки, заместитель директора музея по экспозиционной и выставочной работе Наталия Горькова и заместитель директора по связям с общественностью Сергей Богатырев.

 

На фасаде Музея русской иконы недавно добавилось: «имени Михаила Абрамова».

Именно на основе частного собрания Михаила Абрамова и стал в свое время развиваться Музей русской иконы. Его открытие в здании на Гончарной улице в 2011 году произвело немалое впечатление на музейное сообщество технической оснащенностью. Специалисты отметили и интересные экспонаты, и присутствие в экспозиции инсталляций, представляющих мастерскую иконописца или старообрядческую молельню. Публика оценила, наконец, принципиальную бесплатность музея для зрителей.

 

В дальнейшем, однако, внимание привлекали, наряду с постоянной экспозицией, и выставки тематические собственные, и выставки привозные (только в минувшем сезоне можем вспомнить старообрядческую икону из Серпухова и выставку Невьянской школы из Екатеринбурга). Музей и сам отправлял выставки в другие города России, а там и в другие страны. Наряду с экспозициями развивались публикации и лекционная программа. 

 

Нынешняя выставка тоже готовилась как путешествующая. Однако планы пришлось поменять – и сначала икона периода Российской империи (то есть с XVIII до начала ХХ века) демонстрируется в Москве. В память об основателе музея, погибшем этим летом в авиакатастрофе.

 

Обратимся к экспозиции выставки. Она представляет период относительно поздний – и в результате долгое время недооцененный. Кураторы подчеркивают, однако, что и здесь есть свои любопытные стороны.

Всего на выставке более сотни экспонатов, из которых полтора десятка предоставлены Третьяковской галереей. В том числе несколько скульптурных работ – и на самом деле религиозная скульптура вовсе не была запрещена в православии.

 

Еще любопытное из Третьяковки: семифигурный деисусный чин, в котором делается попытка возвратиться к традициям рублевской школы. Здесь, к тому же, интересен фон, благодаря которому весь комплект получил название «Облачный».

 

Мстёра и Палех – две ярких иконописных школы того времени (это потом мастерам из знаменитых иконописных школ придется переквалифицироваться в авторов плакеток и шкатулок). В Музее иконы этим школам уделяется существенное внимание. Вот пример палехской работы – миниатюрные композиции в иконе не столь уж большого размера. 

 

Мстёра и обращение к модному романтическому историзму: князь Владимир и сцены крещения Руси.

 

Но есть в поздних мстёрских иконах и элементы стилистики модерна.

 

«Неопалимая купина» из Выговской старообрядческой пустыни.

 

Невьянскую икону с Урала представляет княгиня Ольга с житием – и, невзирая на свой XIX век, с сохраняющимися элементами барокко.

 

Отдельное внимание, кстати, уделено иконным окладам – тут и старая традиция, и историзм, и модерн…

 

Эта выставка запланирована до середины декабря. У многих, конечно, возникнет вопрос: как же дальше будет существовать музей без своего основателя? Вот и спросим гостей эфира.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире