22:30 , 27 сентября 2019

Библиотека князя Юсупова

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 28 сентября – выставка «Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека» в Российской государственной библиотеке.

Гость передачи – заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Самойленко.

 

Сейчас вошло в моду отмечать выставками воссоединение (временное, разумеется) коллекций, когда-то единых, а ныне разбросанных по разным музеям. Не успели мы познакомиться в ГМИИ с собраниями братьев Щукиных или съездить в Петербург в Эрмитаж на собрание братьев же Морозовых, как Российская государственная библиотека предлагает нам книжное собрание князя Николая Борисовича Юсупова.

 

Известен Николай Борисович был многим: дипломат, управляющий Оружейной палатой, директор Эрмитажа, директор Императорских театров, сенатор, директор департамента уделов, член Государственного совета… Ну, и сам по себе – любитель искусства, библиофил и коллекционер.

 

Нас же в этом раскладе прежде всего интересуют книги. Огромная библиотека князя в его подмосковном имении Архангельское (более 20 тысяч томов), разумеется, не могла спокойно пережить послереволюционную национализацию. Частью она разлетелась еще до того, как в 1919 году усадьбе Архангельское был придан музейный статус. И конечно, в главную государственную библиотеку попали самые-самые редкости – а именно инкунабулы и палеотипы (соответственно, книги, изданные с начала книгопечатания и до 1501 года для первых и с 1501 по 1551 год для вторых).

Вот, к примеру, Гомер, изданный в 1488 году во Флоренции.

 

Или «Жизнь римских Пап» 1478 года.

 

Это были инкунабулы, особо редкие, потому что и тиражи тогда были малы – меньший шанс для книги уцелеть.

А вот «Понтификал по обряду римской церкви» – Лион, 1542 год.

 

Тут можно задать вопрос: а откуда, собственно, известно, что именно эти книги происходят из юсуповской библиотеки?

Вообще-то у них были опознавательные знаки. Часто это была латинская буква «Y», вытесненная на переплете.

 

Или характерный экслибрис со львом. А также очень выразительные декоративные форзацы.

 

Наконец, сохранился рукописный каталог княжеской библиотеки. Это 1800 год: почти 11 тысяч книг и 16 тематических разделов. Языки также разнообразны – помимо русского, французского, итальянского и немецкого здесь активно представлены также латынь и греческий (Николай Борисович на всех этих языках читал – чему свидетельством его собственноручные пометки на всех этих языках).

 

Несколько книг из фондов РГБ, между тем, в экспозиции не юсуповские – они призваны продемонстрировать лакуны, то есть те книги, которые, по достоверным сведениям, наличествовали в его библиотеке, но впоследствии оказались утрачены.

 

Между тем большая часть экспозиции – это книги, приехавшие из музея-заповедника Архангельское. И это уже не только книги.

 

Эту часть экспозиции обозначили как «Портрет собирателя в книгах». Интересы же князя действительно разнообразны. Например, путешествия – начиная с Grand tour, «Большого путешествия», которым в конце XVIII века в аристократической среде стало модным завершать образование молодежи (а вслед за собственным путешествием Николай Юсупов совершил и еще одно в компании с наследником престола Павлом Петровичем и его супругой).

 

Свое имение в Архангельском князь Юсупов обустраивал буквально как художественное произведение. И недаром в его библиотеке было немало книг по архитектуре и садово-парковому искусству.

 

Были в усадьбе свое фарфоровое и свое стекольное производство. И то и другое представлены реальной продукцией – а также книгами соответствующей тематики.

 

И конечно, театр. Свой театр был выстроен в и усадьбе Архангельское (и сегодня, кстати, его уже можно посетить в составе экскурсионной группы). И в библиотеке – пьесы, ноты, а также издания, посвященные архитектуре и устройству театральных зданий.

 

Конечно, рассматривать книги, помещенные в витрины, всегда немного обидно – а как же полистать? Это восполнено с помощью цифровых технологий. Вот , к примеру, составленный самим библиофилом так называемый «владельческий конволют», то есть переплетенный сборник гравюр. Открыт только на одной странице – но на дисплее можно посмотреть и все остальные.

 

Тут же можно подробнее ознакомиться с книгами по архитектуре – или, скажем, с историей конных экипажей.

 

Ну, а продлится выставка в Ивановском зале РГБ до середины января.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире