23:24 , 16 августа 2019

Жизнь и судьба Наполеона

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 17 августа – выставка «Наполеон. Жизнь и судьба» в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов.

Гость передачи – профессор МГУ, коллекционер Александр Вихров.

 

Особняк на Старой Басманной – место для экспозиции, посвященной наполеоновской эпохе, более чем подходящее. Он ее современник – выстроенный в 1803 году, дом счастливо не пострадал от московского пожара 1812 года. И, невзирая на многие перипетии своей истории, сейчас отреставрирован и  выглядит как двести лет назад. 

 

Нынешняя выставка выстроена на основе нескольких частных собраний – прежде всего коллекции гостя эфира. Всего здесь более двухсот экспонатов – живопись, графика, скульптура, документы, ордена, предметы декоративно-прикладного искусства. Экспозиция шире, нежели только события 1812 года, и охватывает практически всю первую четверть XIX столетия. И  отношения Франции с Россией – в которых были, между тем, не только войны.

 

Эта редкая миниатюра в довольно благостном свете изображает встречу двух императоров в Тильзите в 1807 году. Тильзитский мирный договор, отсрочив на время дальнейшие военные столкновения двух держав, предусматривал, между тем, существенные уступки со стороны России. Правда, в дальнейшем Александр не уступил переданным по дипломатическим каналам просьбам Наполеона о браке с  какой-либо из российских великих княжон (и устроители выставки видят в этом одну из предпосылок будущего военного столкновения).

 

Представленные экспонаты, тем временем, относятся далеко не  только к эпохе непосредственно наполеоновских войн. И то, как в разное время изображался Наполеон, тоже заслуживает внимания.

 

Начнем с вещей и вещиц еще прижизненных. Вот Наполеон – еще первым консулом.

 

Вот он уже в виде античного героя.

 

Вот на белом коне.

 

И еще раз на белом коне – но уже рукой неизвестного и явно не слишком умелого живописца.

 

Многочисленные памятные медали.

 

Рядом – вещи вроде бы  тоже памятные, но при этом совершенно бытовые. Например, печати с навершием в виде фигурки императора или табакерка в форме треуголки.

 

Шедевр среди этого – гравированный портрет Наполеона с фоном в виде старательно вырезанного кем-то из бумаги узора, вполне при этом тематического, с императорскими орлами.

 

Вот и портрет с мемориальным провенансом: по утверждению организаторов выставки, находился он когда-то во дворце Римского короля (то есть малолетнего сына Наполеона) в Рамбуйе.

 

Но тут же – и немало политических карикатур, тоже ставших в  то время (разумеется, не во Франции) крайне популярными.

 

Но движемся по времени дальше – и окажется, что со временем популярность побежденного Наполеона ничуть не уменьшилась.

Вот учебное пособие середины XIX века – «Всемирный пантеон знаменитых людей». Разумеется, Наполеон здесь представлен.

 

Конечно, широко представлены батальные сцены.

 

Вот печальный Наполеон в 1813 году.

 

И еще более печальный на острове Святой Елены.

 

Но тут же – изображения вполне героические.

 

На тарелках – то сцена коронации, то битва при Фридлянде

 

Не обойдена и частная жизнь. Вот Наполеон объявляет Жозефине о разводе.

 

А вот он уже позирует следующей супруге, Марии-Луизе (та, надо понимать, увлекалась живописью).

 

А это первый урок верховой езды для наследника.

 

И по-прежнему не обходится без курьезов. Вот Наполеон, украшающий собой булавку для галстука.

 

И он же – на крышке чернильницы.

 

А эта брошь таит в себе пряди волос Наполеона и Жозефины.

 

И не стоит думать, что такая популярность закончилась XIX веком. Вот этот фарфоровый пласт – уже из века XXI.  

 

Завершили экспозицию кураторы вновь сюжетом матримониальным.

 

Это русская великая княжна Мария Николаевна, дочь Николая I. Через нее, много лет спустя после неудачного наполеоновского сватовства, русский царствующий дом все-таки породнился с семьей Бонапартов. И это действительно так – Мария вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Который приходился сыном Евгению Богарне – то есть сыну Жозефины и пасынку Наполеона (Евгений действительно фигурирует на официальных портретах императорской семьи). 

 

На чем можно было бы и завершить обзор выставки, но совсем недавно она получила интересное дополнение. Это эскизы костюмов, которые художник Александр Бенуа сделал для фильма «Наполеон», снятого в 1927 году во Франции Абелем Гансом. Почти четыре десятка акварелей Бенуа предоставлены для экспонирования Кристофером Муравьевым-Апостолом. И тем, кто видел выставку в  самом начале, еще до прибытия этого собрания, стоит, возможно, заглянуть туда еще раз.

 

Выставку «Наполеон. Жизнь и судьба», между тем, продлили – теперь почти до конца сентября.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире