22:41 , 02 августа 2019

«Эпоха модерна» в Музее архитектуры

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 3 августа – выставка «Эпоха модерна» в Музее архитектуры.

Гость передачи – директор музея Елизавета Лихачева.

 

 

Выставка в Музее архитектуры получила название не «стиль модерн» (он же «ар нуво», он же «сецессион», он же «югендштиль»), а именно «эпоха модерна». Мало того, что стиль многолик и за несколько десятилетий своего существования все время эволюционирует. Мало того, что в разных странах он обретает не только разные наименования (см. выше), но еще и определенные стилистические особенности. Он еще и существует на фоне более чем эклектичном – и в этом смысле «эпоха» позволяет взглянуть и на этот бэкграунд.

 

Отметим среди этих предшественников «историзм» (он же «национальный романтизм») – правда, стремительными шагами в «псевдорусский стиль» вырождавшийся. Характерно подобное было, однако, не только для России – декоративные и архитектурные мотивы ренессанса или готики (для России – еще и русской архитектуры XVII века, а позже древних Пскова и Новгорода) активно использовались начиная уже с середины XIX столетия.

 

Отказ от классических прямых линий в пользу кривых природных, асимметричность – все это тоже будет характерно для архитектуры (как и вообще для искусства) модерна. Но не менее важным стало для него и использование новых материалов – металл, бетон, стекло.

 

Впрочем, главный строительный материал эпохи модерна – кирпич, удобный как для конструктивных, так и для декоративных элементов строений. А не менее важный элемент внешнего оформления зданий – керамика, то есть изразцы.

 

Федор Шехтель, Лев Кекушев, братья Веснины, Илларион Иванов-Шиц, Роман Клейн – список выдающихся представителей русского модерна в архитектуре можно продолжить. И не менее важно при этом, что архитектура становилась искусством синтетическим – зодчий проектировал не только здание, но и его ограду, интерьеры, а зачастую и мебель и все элементы оформления дома, вплоть до люстр.

 

Пример «авторских» изразцовых панно – эти были изготовлены для городской усадьбы Кузнецовых по эскизу Федора Шехтеля (изготовлены, собственно, на кузнецовской же мануфактуре).

 

Изящной – хотя также не без доли эклектики – становится в этот период мебель.

 

Особняки – первое, что приходит нам в голову при упоминании архитектуры модерна. Действительно, наиболее яркие ее примеры пришлись, пожалуй, на этот тип городской застройки. Однако есть элементы модерна и в доходных домах, и в общественных зданиях – вот, к примеру, макет здания Московского купеческого собрания (превратившегося впоследствии в театр «Ленком»).

 

Стиль модерн даже в типографском шрифте – вот приглашение на торжественное мероприятие по случаю закладки этого здания.

 

Элементы модерна появляются и в строительстве храмовых зданий – вот щусевский проект церкви святого Николая в итальянском городе Бари.

 

Отдельная часть экспозиции посвящена вокзалам. Железнодорожное строительство развивалось в это время активно, вокзалы – во всяком случае, в крупных городах, – становились не только утилитарными постройками, но и выдающимися примерами архитектуры. Знаменитая московская «площадь трех вокзалов» – один из таких, невзирая на всю его – впрочем, свойственную времени – эклектичность. А фонды МУАРа позволяют показать эти вокзалы не только в чертежах, но и объемно.

 

Слушать передачу – в субботу, 3 августа, после 10 утра (или потом на сайте «Эха»). Ну, а выставка в Музее архитектуры продлится по 8 сентября.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

Часть изображений любезно предоставлена Музеем архитектуры.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире