21:58 , 26 июля 2019

«Хранители времени» в Кремле



Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 27 июля – выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля».

Гость передачи – научный сотрудник Музеев Московского Кремля, куратор выставки Ирина Масленникова.



Время не щадит ничего – даже самые прочные на вид материалы когда-то подвергнутся разрушению. Для музеев это означает, что вещи надо не просто хранить и показывать, но и обязательно реставрировать. 

Если музей хранит не только живопись или не только скульптуру, и вообще не только что-нибудь однотипное, то ему неизбежно приходится заводить у себя мощную службу самых разных реставраторов. Так и в Музеях Московского Кремля – тут есть реставраторы по металлу, по тканям, по дереву, по стеклу, по книгам и прочим бумажным документам, ну, и разумеется, по живописи.

Результаты работы своих реставраторов Музеи Кремля и показывают на выставке с символичным названием «Хранители времени» (многие вещи благодаря реставрации экспонируются впервые). Она разместилась сейчас в двух кремлевских выставочных пространствах – Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца.

 

После реставрации демонстрируются, например, два венца царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича – их, как мы помним, венчали на царство одновременно, что потребовало экстренного изготовления в 1687 году не одного, а двух церемониальных головных уборов.

Вот шапка Ивана.




 А вот Петра.





Оба головных убора были не только загрязнены и покрыты патиной, но и имели деформации и даже разрывы основы. Потребовалось также укрепление украшающих шапки драгоценных камней. И вот как идет такая работа – смотрим видео.

https://youtu.be/jHJM5G3r6xY

https://youtu.be/-Kk2uZOkmiI


А вот бармы (часть церемониального облачения) примерно той же эпохи. Возможно – судя по небольшому размеру – сделаны они были для юного Петра, взошедшего на престол в десятилетнем возрасте. Здесь работа не только для специалистов реставрации по тканям, но и для реставраторов живописи – украшают эту вещь именно живописные вставки. Причем основа для этих медальонов – пергамен, что делало исправление его деформаций еще более сложным.




 
Кафтан от коронационного костюма еще одного юного императора, Петра II. Серебряная парча и золотое шитье – но за несколько столетий они потемнели, имелись и частичные утраты. Укреплять все это надо в самом буквальном смысле по ниточке – и работа может растянуться на годы.





Интересна судьба шлема из собрания Оружейной палаты – западноевропейская работа XVI века (вполне возможно, что в Москву он попал в составе дипломатических даров). Он не только изготовлен из железа – металла не самого долговечного, но и серьезно пострадал во время московского пожара 1737 года. Состояние, как говорят специалисты, было практически «археологическим».

Очищали этот шлем с помощью лазера.

 
А вот вообще очень редкая вещь. Именуется она «тарч» и представляет собой соединение металлического щита и наруча с рукавицей. Но реставрировать этот предмет пришлось в отделе тканей – сильно пострадавшим оказался его атласный подбой.





Шпалера четырехметровой высоты «Муза истории Клио» была приобретена в 1716 году для Петра I в Париже (королевская мануфактура Бове). Деформации, потертости, разрывы и утраты – со всем этим боролась целая команда реставраторов.




В некоторых случаях нам показывают музейные предметы и в процессе реставрации. Вот «пушкарский значок», поступивший к реставраторам в состоянии практически руинированном. Его фрагменты уже удалось соединить в единую композицию.

 
Возвращаясь к Петру I: вот этот стеклянный холодильник (напитки в нем охлаждались благодаря помещению льда во внутренний резервуар) был получен царем в подарок во время визита в Данию. Тонко исполненная вещь, украшенная рельефами и инталиями, оказалась к моменту попадания к реставраторам покрытой микротрещинами – а это составляло угрозу для ее целостности.

Боролись с этим с помощью вакуума – в безвоздушном пространстве в трещины проникал специально нанесенный адгезив. Также смотрим видео.

https://youtu.be/wqMyih4opn4


Металлическая оправа кубка-наутилуса (то есть изготовленного из раковины) реставрировалась с помощью лазерной пайки.

 


Еще один кубок (Аугсбург, XVII век) был украшен рельефами, вырезанными из кости. Кость со временем покрылась трещинами – здесь потребовалась склейка.





Забавным детским игрушкам из серебряной скани потребовалось исправление деформаций и очистка.




Обратим здесь внимание еще на прелестную вещицу XVI века – это складная ложка-вилка, да еще с элементами несессера. Тут потребовалась не только очистка, но и восполнение элементов креплений – миниатюрных винтиков (в общем, работа для Левши).


Оружейно-охотничий раздел требует работы многих специалистов. Например, седла – тут приходится немало потрудиться и над украшающей их вышивкой.






Еще один сложный для реставрации предмет – чернильный прибор с часами (принадлежал Екатерине II).  Тут и сам часовой механизм, и металл, и камень, и перламутр – все требует отдельного подхода.



 



Видеодокументация процесса:

https://youtu.be/jEKlCFJNRoQ
 

Это все (и не только это) – в Успенской звоннице. А в Одностолпной палате разместились экспонаты религиозного назначения. Но это предмет забот не только реставраторов живописи (хотя икон, разумеется, много).  Вот даже XV век.



Однако здесь много работы не только над живописным слоем, но и над деревянной основой. А также – над металлом, ведь в традиции украшения иконописи были и металлические оклады, и складни, и резьба по дереву, и резьба по кости.



 




Тут же – великолепная по выразительности деревянная рельефная икона «Богоматерь страстная», датируемая XVII столетием. Здесь было и восполнение утрат основы, и укрепление красочного слоя, и раскрытие авторского изображения.

 



 Иконопись здесь мы также можем видеть и в процессе реставрации – например, икону «Святые Борис и Глеб».






 

Наконец, пример очень сложной работы – восполнение утрат витражной эмали в лампаде и рюмках работы московских ювелиров рубежа XIX-XX веков.


 

Смотрим видео.

https://youtu.be/vqt8EFSCkTs


Познакомиться с процессом реставрации можно и непосредственно в выставочных залах – для этого здесь есть специальные мониторы.

 

Еще больше информации – на сайте Музеев Кремля. Там же ищем расписание сопутствующих взрослой и детской образовательных программ.

Выставка «Хранители времени» продлится в Кремле до середины октября.

 

Текст: Татьяна Пелипейко.

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой Музеев Кремля.




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире