Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 4 мая – выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в ГМИИ им. Пушкина.

Гость передачи – заведующая отделом искусства стран Европы и  Америки XIX-XX веков Александра Данилова.

(источник фото

 

«Лондонская школа», чтоб было ясно – это чистый фи-гу-ра-тив. Не абстракция как игра с цветом и геометрией, не концептуализм с  его любовью к тексту. За произведениями причисленных к этой школе авторов – всегда изображение чего-то реального (даже если изображение далеко от  фотографической манеры).

Насчет «причисленных» авторов – ну да, это не формальное и  даже не неформальное объединение, а просто прилипший к определенному списку авторов термин (и то прилипший далеко не сразу). Авторов не просто фигуративных, но и в определенном плане противопоставляемых модернизму. А, ну да, еще и  действительно связанных с городом Лондоном.

 

«Реформаторы, обратившиеся к реализму» – и такое тоже о них говорили. Что ж, к середине ХХ века и такое определение стало возможным. Из  старшего поколения представленных авторов – Уильям Колдстрим, почти даже  классический. Это еще 1930-е годы.

 

Дэвид Бомберг, из того же примерно поколения, успел пройти через увлечения кубизмом и футуризмом и уже к 1930-м годам перейти к более реалистичной манере. Вот такой, например.

 

Эти два автора повлияют на последующее поколение, в котором у них будет и немало прямых учеников (оба преподавали).

Своим путем пришел к фигуративной манере следующий наш персонаж, Люсьен Фрейд (чтобы сразу снять вопросы: да, родственник. Внук Зигмунда Фрейда, родился в Германии, в 1933 году родители эмигрировали в  Британию в связи с подъемом фашизма).  Хотя в юные годы успел побаловаться сюрреализмом, вскоре отошел от него, а в собственной манере видел влияние старых мастеров. Ниже – автопортрет, портреты жены и  прочих родственников и знакомых. 

 

Вот еще одна любопытная работа Фрейда – из серии картин с  изображением растений. Которые сам он определял как «множество маленьких портретов листьев».

 

Другой из вынесенных в заголовок выставки художников – Фрэнсис Бэкон. При всем экспрессионистском искажении форм он тоже вполне фигуративен (а на выставку сюрреалистов в 1936 году его ранние работы, между прочим, не приняли как слишком традиционные). Хотя некоторые предпочитают его человеческие фигуры именовать «биоморфными формами». Сам же Бэкон говорил: «Живопись – это проецированная на холст структура чьей-то нервной системы».

 

Это, так сказать, протагонисты. Однако привезены на выставку в ГМИИ и другие, по-своему интересные, авторы.

Среди учеников упомянутого Колдстрима – Юэн Аглоу, более всего известный своими ню. Ну чем не Дейнека?

 

Другая ученица Колдстрима – Паула Регу. Португальского происхождения, как нетрудно догадаться по ее имени. Здесь мы видим ее  работу, весьма вероятно, отталкивающуюся от детских воспоминаний о Португалии. В сцене народного праздника усматривается философское отображение «танца жизни».

 

Третий из представленных учеников Уильяма Колдстрима – Майкл Эндрюс.

 

Ученики же Дэвида Бомберга оказались очень интересны по  фактуре. Особенно Фрэнк Ауэрбах, лихо громоздящий живописную поверхность.

 

Леон Коссоф также отличается напряженной манерой живописи.

 

И под занавес – человек, который и придумал наименование «Лондонская школа» или School of London. Это Р.Б.Китай (Рональд Брукс Китай, и последнее – не псевдоним, а фамилия, правда, полученная от отчима). Родился в США в семье иммигрантов с корнями из  Венгрии (отец) и России (мать), упомянутый отчим прибыл из Вены. Сам будущий художник, отслужив в американской армии и поплавав в норвежском торговом флоте, в конце концов отправился в Англию учиться живописи. Да, собственно название «школы» появилось в 1976 году в написанном им каталоге выставки, объединившей художников, работавших в Лондоне. 

И представляя его работы, нельзя ни в коем случае упустить названия. Вот «Исаак Бабель скачет с Буденным».

 

«Убийство Розы Люксембург».

 

«Подъем фашизма».

 

«Беженцы».

 

Таковы представленные в экспозиции «Лондонской школы» авторы (кстати, там немало и интересной графики). Ну, а продлится выставка по 19 мая.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире