Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 27 апреля – выставка Эдварда Мунка в Третьяковской галерее.

Гости передачи – генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и куратор выставки, заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Карпова. 

 

Имя норвежского художника Эдварда Мунка у большей части публики вызывает ассоциации ровно с одной картиной – «Крик». Которую как только ни трактуют – так что имеет смысл привести слова самого автора: «Как-то вечером я шел по дороге – с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Садилось солнце – облака окрасились красным – как кровь. – Я почувствовал, будто природу пронзил крик. Цвета кричали.» 

Вариантов «Крика» у Мунка, между прочим, несколько – в разных техниках и даже не только в цвете. Из Музея Мунка в Осло приехали два – вариант цветной пастели 1893 года (см. выше), а также несколько более поздняя монохромная литография.

 

О том, что Эдвард Мунк – автор далеко не одной работы, говорит простая статистика. Подсчитано, что им создано около 1750 живописных произведений, почти 850 гравюр (каждая в нескольких вариантах) и около 8000 рисунков. Перед смертью художник завещал все оставшиеся у него работы муниципалитету Осло, где и был создан Музей Мунка (в его фондах в результате – почти две трети картин, практически все гравюры и большая часть рисунков). Музей Мунка и привез в Москву нынешнюю выставку.

В России же работ Мунка исключительно мало. Кое-что предоставил на выставку в Третьяковке ГМИИ им. Пушкина. Прежде всего это присутствующая обычно в его постоянной экспозиции картина «Девушки на мосту» – которая, между прочем, находилась одно время и в Третьяковской галерее, куда поступила в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова. Мы можем видеть ее на архивной фотографии 1917 года – вверху слева.

 

В 1920-х годах работа была, однако, передана в существовавший тогда Государственный музей нового западного искусства, а уже оттуда попала в ГМИИ. Нынешняя «гастроль» обретает, таким образом, особый оттенок.

 

Тут из Осло тоже прибыл графический вариант – раскрашенная вручную гравюра на дереве. 

 

Вообще же один из основоположников экспрессионизма начинал, как многие другие его современники, с обучения во вполне академической художественной школе. Примером тому – один ранних мунковских автопортретов (в целом весьма и весьма многочисленных).

 

Не пройдет и десятка лет (вкупе, правда, с поездками в Антверпен, Париж, Берлин…), и живописная манера уже резко меняется.

 

У экспозиции, понятно, есть кураторы. Однако здесь к таковым можно отнести и самого Мунка. Речь о двух десятках живописных работ разных лет, которые сам он когда-то объединил в единую серию под названием «Фриз жизни» и в таком виде выставлял и публиковал.

Вот несколько полотен из этой серии – отражающие перипетии личной жизни автора, они нередко почти портретно изображают его самого и его знакомых.

 

У многих из этих работ – как у известного «Вампира» (кто именно тут вампир – это еще вопрос) – есть свои графические варианты.

 

Между тем и просто портреты – в достаточно причем реалистической манере – Мунк тоже писал. Правда, не забывая сопроводить их сентенцией вроде вот этой: «Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Ну так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу.»

 

А вот что, наверно, меньше известно публике – это пейзажи Мунка. Которые, между тем, просто очень хороши. И представлены на выставке в немалом количестве. Тут нет особых экзотических красот, сюжеты взяты, как правило, из непосредственного окружения художника. И опять же цитата из его записных книжек: «Природа – это не только то, что видно глазу – это и образы на внутренней стороне глаза».

 

Выставка достаточно объемна – недаром она заняла оба этажа Инженерного корпуса Третьяковки. Выставлены 65 живописных произведений. Отдельный зал уделен графике – и тут 36 гравюр в разных техниках, часть из которых показана к тому же в нескольких вариантах.

 

Однако еще один раздел оказывается уж совершенно неожиданным. Это фотография, которой также увлекался Мунк. И которого, к тому же, можно считать чуть ли не основоположником жанра селфи – почему многие его фотографические автопортреты, исполненные на вытянутой руке, выглядят несколько расплывчато. 

 

И еще прелестная вещь – фотографии, дополненные рисунком. Подобные открытки Мунк иной раз отправлял своим друзьям. Здесь дорисован он сам – и с одной из своих собак.

 

Ну, а продлится московская выставка до середины июля.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире