Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 9 марта – 50-летие Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени и открытие выставки «Искусство сохранять».

Гости передачи – директор музея Ольга Журавлева и куратор и архитектор проекта Алексей Трегубов.

 

Юбилейная для музея выставка «Искусство сохранять» может сразу удивить посетителя дизайном экспозиции. Что это за решетки такие и почему живописные работы укреплены именно на них?

 

А это на самом деле уже шаг в музейное закулисье. Именно на таких решетчатых стенках живописные работы вешаются в хранилище – только там это не экспозиционная развеска, а стенки, поставленные параллельно друг другу и выдвигающиеся примерно как книги с полки книжного шкафа.

Покажут зрителю и способ хранения графики. Тут ситуация иная – специальные шкафы имеют полки, выдвигающиеся горизонтально. Что зритель в зале, где показана графика, может сделать и самостоятельно. 

 

В экспозиции это, конечно, немного условно, но дает представление о приемах сохранения произведений. Которые, конечно, еще и нуждаются в разных климатических условиях хранения в зависимости от материалов. Бумага, дерево, кость, металл – у всех из них свои требования.

 

Не забываем про учет и контроль – в залах экспозиции зритель может даже полистать несколько копий «личных дел» произведений искусства.

 

Но пройдемся теперь и по самой экспозиции. Разумеется, один из залов полностью посвящен работам Василия Тропинина.

 

Сразу на входе стоит обратить внимание на портрет князя Сергея Голицына. Не потому, что портрет чем-то отличается от других тропининских работ – он ничуть не менее, но и не более добротен. Но именно с него, по сути, началась история музейной коллекции.

Вернее, тогда еще не музейной, а коллекции будущего первого главного хранителя – и фактического основателя музея – искусствоведа и реставратора Феликса Вишневского, который передал музею в дар свыше двухсот произведений из своего собрания. 

 

Портретная линия у Тропинина как бы делится надвое. С одной стороны, это собственно портретные работы – изображения конкретных лиц, делавшиеся, как правило, по заказу.

 

А вот другой подвид – то, что можно назвать портретом жанровым. Такова, например, знаменитая – знаковая для автора – «Кружевница». Которую в экспозиции сопроводили объемной копией и комментарием, набранным шрифтом Брайля.

 

Имя «Кружевницы» нам неизвестно, а вот этот колоритный старик – лицо совершенно реальное. И неплохо известное в свое время в своем же профессиональном кругу. Это каменотес Самсон Ксенофонтович Суханов, из крестьян, работавший в Санкт-Петербурге в первой трети XIX века. Что называется, самородок-самоучка, с чьим именем связано немало скульптурных произведений, и поныне украшающих город (да, а для москвичей это он сделал пьедестал памятника Минину и Пожарскому). Ну, а сам портрет колоритный, правда?

 

Ну, и «Девушка с горшком роз». С этой работой связана история практически детективная (о чем подробно я уже рассказывала здесь). 

 

После тропининского зала экспозиция продолжается вынесенными и в название музея «художниками его времени». То есть предшественниками, ровесниками, поколением учеников и последователей. Здесь Иван Аргунов, Федор Рокотов, Василий Раев, Иван Вишняков, Карл Лаш, Иоганн Раух и многие прочие.

 

Экспозиция «Искусство сохранять» будет демонстрироваться в Музее Тропинина до конца августа.

 

Нельзя не упомянуть о еще одной, временной выставке. Она носит название «Женский вкус» и представляет предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Нелли Кобзон. Так вот, там, среди прочего, обнаружились очень любопытные театральные бинокли. Эта экспозиция более короткая – до середины апреля.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире