«Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 2 марта – выставка Павла Отдельнова «Промзона» в Московском музее современного искусства.

Гости передачи – художник Павел Отдельнов и куратор выставки, искусствовед Дарья Камышникова.

 

Выставку «Промзона» при первом ознакомлении, наверно, могут воспринимать по-разному. Кто-то – как крепкую серию индустриальных пейзажей. Кто-то – как ностальгию по «разрушенной советской промышленности». Кто-то – как обращение к проблемам экологии…

 

Для художника Павла Отдельнова здесь много личного. Точнее, это даже семейная история.

Детство Павел провел в городе Дзержинске Нижегородской (тогда еще Горьковской) области. Город (именовавшийся до 1929 года, что показательно, «Растяпино») был в свое время одним из центров химической промышленности СССР (благодаря чему угодил даже в список самых загрязненных городов мира). Но что еще важно в опыте живописца – непосредственно на одном из  промышленных предприятий Дзержинска работал его отец, Александр Отдельнов.

Тут, вообще-то, отдельная (простите за каламбур!) история. Александр Отдельнов написал о своем опыте книгу – так сказать, мемуары молодого специалиста о работе на химзаводе. Сборник его рассказов вышел приложением к  каталогу выставки Павла. И это отдельная прелесть – ведь непросто представить, что текст, начинающийся как «Четыреххлористый кремний широко используется в  различных областях промышленности, например, в производстве кремнийорганических соединений…»  и требующий в конце специального глоссария для неосведомленных, тут же выруливает на ситуации из  самых комичных. Впрочем, иногда и более чем драматичных также.

Отрывки из этих текстов зритель находит и в залах музея.

 

Проект Павла Отдельнова вырос постепенно из нескольких его живописных серий, превратившись по мере их развития в обобщенное историческое свидетельство. Ряд работ – как серии «Доска почета» и «Следы» – непосредственно использует изображения из заводской многотиражки (подойти же к ним можно только  лавируя между разложенными по полу противогазами – что, с учетом контекста, вполне понятно).

 

Но есть тут и «псевдогазетные» фотографии. Это то, что никак не могло попасть – и действительно не попадало – в те времена в газеты (даже  внутризаводского распространения, где это могло хотя бы служить уроком по технике безопасности). Это кадры аварий на производстве, сохранившиеся в заводском архиве или в личных архивах работников. Автор, однако, придает живописным полотнам стилистику старого газетного отпечатка.

 

Часть экспозиции – в прямом смысле документальна. Это и  видеофрагменты, и фотографии, и тексты, рассказывающие об экологической ситуации района.

 

Есть тут и артефакты, и многие из них показательны. Вот, к  примеру, графитовые стрежни – ниже поясню, в чем тут суть.

 

Оказывается, это штуковины, использовавшиеся в процессе производства методом электролиза. В этом самом процессе они накапливают различные высокотоксичные вещества – соединения свинца, хлора, серы, азота и  так далее.

И что же? Оказывается, жители поселков, расположенных рядом с промзоной, обнаружили, что отработавшие стержни хорошо горят. И стали… использовать их для отопления своих жилищ. Причем сначала эти опасные отходы частным лицам можно было вполне официально получить за заводе. Позже, когда стало известно их токсичное действие, стержни стали вывозить на свалку. Откуда, понятное дело, они вновь перемещались в печи граждан.

 

Вернемся к собственно живописи – разделу «Руины». Не все, но  многие химические предприятия Дзержинска закрылись – вот как выглядят теперь изнутри их цеха.

 

Территория же наружная постепенно превращается в свалку.

 

И самая большая ирония – на крыше бывшего цеха гербицидов теперь растут деревья. Словно, говорит автор, в отместку за истребление растительности.

 

Ну, а продлится выставка в Московском музее современного искусства по 10 марта.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире