23:43 , 08 февраля 2019

Портреты Пушкина: совместный проект Москвы и Петербурга

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 9 февраля – выставка «Портреты А.С. Пушкина» в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Гости передачи – директор Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) Сергей Некрасов и директор Государственного музея А.С.Пушкина (Москва) Евгений Богатырев.

 

Речь о совместном проекте двух музеев, посвященных поэту – петербуржского и московского. Поэтому для начала небольшая справка.



Всероссийский музей А.С. Пушкина ведет свою историю с конца XIX века. Основой его собрания считается пушкинская коллекция Императорского Александровского лицея (то есть того самого, Царскосельского). В 1917 году она объединилась с Пушкинским домом (Институт русской литературы), а в 1925 году Пушкинскому дому была передана квартира Пушкина на Мойке, 12 – ныне главное музейное здание. В самостоятельное учреждение музейный комплекс был выделен в 1953 году. Филиалами его являются мемориальный музей в здании лицея, Музей-усадьба Державина и Музей-квартира Некрасова.

 


Государственный музей А.С.Пушкина в Москве гораздо моложе. Решение о его создании было принято в 1957 году, а открылся он в здании городской усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке в 1961 году. Еще через десять лет было принято решение об открытии в качестве его филиала мемориальной квартиры Пушкиных на Арбате (на расселение из этого дома коммуналок и реставрацию ушло в  результате почти полтора десятилетия). В 2013 году, также после продолжительной реставрации, открылся еще один филиал – Музей Василия Львовича Пушкина на  Старой Басманной. Наконец, в 2007 году к компании филиалов присоединился Музей И.С.Тургенева («Дом Муму») на Остоженке – недавно завершилась его масштабная реставрация и открылась новая экспозиция. 

 


Эти два музея и стали организаторами крупного межмузейного проекта (к которому привлечены еще полтора десятка других музеев). Всего в  единую экспозицию будет собрано свыше трехсот портретных изображений Пушкина – скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, плакаты, даже  сувенирная продукция.

«Гвоздем» выставки стали прижизненные портреты – и среди них работа Ксавье де Местра, миниатюра ориентировочно 1801-1803 годов.

 

Акварельный портрет середины 1810-х годов, тут уже Пушкин-подросток. Предположительно это работа Сергея Чирикова, учителя рисования в Царскосельском лицее.

 

Юного Пушкина мы видим и на гравюре Егора Гейтмана, работавшего в России художника немецкого происхождения. Это 1822 год, а само изображение было помещено в издании «Кавказского пленника».

 

Иосиф (Жозеф) Вивьен де Шатобрён, портрет Пушкина, датированный 1826 годом.

 

Из Петербурга приехали два тропининских эскиза к известному портрету Пушкина – графический и живописный. Это 1827 год. 

 

Пушкин на Невском проспекте (а в глубине рисунка граф Хвостов) – рисунок П.И.Челищева. 1830 год.

 

И 1831 год – работа неизвестного автора.

 

Есть и забавные зарисовки друзей – отнюдь не  профессиональных художников. Вот набросок, сделанный рукой поэта Дмитрия Веневитинова.

 

А так увидел своего друга Петр Вяземский.

 

Неизвестный художник, монограммист «К.В.» 1833 год.

 

Петр Соколов, акварельный портрет 1836 года.

 

Гравюра англичанина Томаса Райта. Это не воспроизведение живописи, а оригинальная работа. Есть предположение, что портрет был заказан самим Пушкиным для издания собрания сочинений 1837 года. 

 

Еще с одним портретом связано немало загадок. Автор его неизвестен – то есть не известны иные его работы и нет никаких биографических данных. Однако исследователи отыскали надпись по краю живописи – «рис. с натуры И.Линев». В любом случае портрет любопытен и явно относится – если он  действительно  прижизненный – к числу поздних.

 

Близок к ряду прижизненных и портрет работы шведа Карла Мазера, который одно время работал в России. Был заказан вдовой поэта в 1839 году. Здесь, вероятно, достаточно документальности в интерьере (и даже любимый домашний костюм – подлинный), но трудно сказать, на что именно, на какие прижизненные портреты других авторов живописец опирался в изображении лица.

 

Разумеется, множество портретов Пушкина появлялось и после его ухода из жизни. Нередко они были тематически связаны с тем или иным произведением. Вот «Бахчисарайский фонтан» (или «Пушкин в Бахчисарайском дворце») работы Никанора Чернецова, который и сам был знаком с Пушкиным.

 

А у Ивана Айвазовского это «Прощай, свободна стихия!». Полотно, созданное совместно с Ильей Репиным (догадайтесь почему).

 

Нередко привязывали образ Пушкина и к актуальным событиям иного времени. Вот нечто плакатообразное периода первой мировой войны (но это не плакат, а живопись). Автор, понятно, неизвестен (в основе же тут, похоже, известный потрет работы Ореста Кипренского).

 

Не забыт был поэт и в советском плакате.

 

Вообще же художники ХХ века обращались к образу Пушкина ничуть не реже своих коллег из столетия предыдущего. Вот, к примеру, работа Кузьмы Петрова-Водкина. 

 

А вот Василий Шухаев.

 

Константин Юон.

 

А Николай Ульянов изображает Пушкина с Натали на придворном балу. 1937  год, между прочим.

 

Обращались к пушкинской теме и художники-иностранцы. Вот, пожалуйста: Гао Ман, «Пушкин на Великой китайской стене» (sic!).

 

Возникал пушкинский образ и в станковой графике, параллельно с книжной иллюстрацией. Вот как видит поэта Константин Севастьянов.

 

Михаил Ксенофонтович Соколов.

 

Сергей Алимов.

 

Борис Заборов.

 

Владимир Милашевский (выставка его работ сейчас тоже проходит в главном здании ГМП – успейте посмотреть).

 

И веселые работы Игоря Шаймарданова – у этого современного автора есть уже несколько тематических «пушкинских» серий. Новенькая – «Деревенский Пушкин» – демонстрируется сейчас в выставочном зале ГМП в Денежном переулке.

 

Немало в собранном для выставки и скульптурных работ, и  декоративно-прикладного искусства. Ограничусь, пожалуй, прелестной работой Гавриила Гликмана «Пушкин и Державин». Но поверьте, там еще много любопытного.

 

В качестве бонуса из раздела ДПИ – вышивка XIX столетия с  подписью «Поэт Пушкин XV лет».

 

Но внимание! Выставка еще не открылась, ее еще только  готовят и бежать на нее рано. Для публики откроется с 10 февраля, в день памяти Пушкина. И продлится до середины мая.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

Изображения работ любезно предоставлены пресс-службой ГМП.

 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире