20:46 , 01 февраля 2019

Большой театр в Новом Манеже

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 2 февраля – выставка «Музей и Театр. 100 лет вместе (1918-2018)» в Новом Манеже.

Гость передачи – заведующая Музеем Большого театра Лидия Харина.

(источник фото)

 

Сто лет вместе – это потому что сто лет музею Большого театра. Сам же театр, понятно, изрядно постарше – первая антреприза (точнее, частный театр князя Петра Урусова) появилась на этом месте во второй половине XVIII века. А статус «императорского» театр обрел только в начале следующего столетия.

Музей, действительно, значительно моложе. Однако его внушительные фонды (а это более двухсот тысяч «единиц хранения», включающих костюмы, эскизы и макеты декораций, фотографии, афиши, чертежи и рукописи, личные вещи артистов и многое прочее) охватывают и ранний период бытования театральной труппы – многое сохранялось еще при московской конторе Императорских театров. Ну, а музей при Большом, как уже понятно, был учрежден в 1918 году.

Наверное, многие уже задаются вопросом: где же можно видеть постоянную экспозицию предметов из столь огромной коллекции? Вот тут увы. Постоянного экспозиционного пространства у Музея Большого театра нет. Небольшие, как правило, тематические временные выставки проходят в театральных фойе – то есть доступны исключительно приходящим на спектакли зрителям.

(источник фото

 

Вот почему музей пользуется случаем, чтобы устраивать выставки на чужой территории. Вспомним, например, выставку, прошедшую пару лет назад в музее Нового Иерусалима. И вот теперь – Новый Манеж, буквально в двух шагах от самого театра.

 

Историческая часть экспозиции начинается с предметов еще XVIII века.

 

Афиши разных лет позволяют проследить эволюцию репертуара.

 

Среди мемориальных вещей – веер, принадлежавший, по легенде, Марии Тальони.

 

В этих туфлях пел Мефистофеля Федор Шаляпин.

 

Еще один веер – это уже часть реквизита Анны Павловой.

 

Эскизы костюмов и декораций – для театра, понятно, рабочий материал. Но с Большим сотрудничали такие художники, что в результате сформировалась живописная и графическая коллекция, вполне достойная художественной галереи. Вот, к примеру, Константин Коровин.

 

Александр Бенуа.

 

Александр Головин.

 

Григорий Пожидаев.

]

 

Петр Вильямс.

 

Михаил Курилко.

 

Петр Кончаловский.

 

Борис Мессерер.

 

Интересна история с театральным занавесом. Понятно, что прежний, «императорский», в послереволюционное время уже не годился. И вот какой вариант предлагает в 1918 году Константин Юон.

 

Однако этот вариант не прошел. И вот макет занавеса, который предложил позже главный художник Большого Федор Федоровский. Долгое время таким занавес и был.

 

Разумеется, во множестве представлены макеты декораций, а также непосредственно сценические костюмы.

 

Не забыты бутафория и даже интерьер гримерки.

 

Один из самых любопытных разделов экспозиции ведет в бутафорско-декорационное закулисье.

 

Вот архивная фотография почти столетней давности.

 

И сейчас используется инвентарь ничуть не меньшего масштаба.

 

В залах демонстрируется фильм об истории Большого театра и его музея.

 

Ну, а выставка в Новом Манеже продлится 10 февраля.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире