19:34 , 18 января 2019

ГТГ и Арлекины Серебряного века

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 19 января – выставка «Арлекины Серебряного века» в Третьяковской галерее.

Гость передачи – куратор выставки, зав. отделом графики XVIII – начала ХХ века Ирина Шуманова.

 

Выставка графики конца XIX — начала XX века объединила в Третьяковке трех авторов – Константина Сомова, Николая Сапунова и Сергея Судейкина. Объединила, понятно, не по алфавитному принципу, а по действительной стилистической близости. Ну, а «Арлекин» здесь – не только символ, но и нередкий персонаж в произведениях того времени.

 

Арлекины, Коломбины, Пьеро, прочие маски commedia dell’arte для этого краткого периода – в определенном смысле метафора духа времени. Да и реальное их воплощение на театральной сцене тоже было тогда не редкостью. То же и в книжной иллюстрации, да и просто в графических и живописных работах, в фарфоре, в декоративно-прикладном искусстве. Карнавалы, галантные сцены, отсылки к XVIII веку кавалеров и маркиз – тут не просто игра, но и в чем-то уход от действительности. Fin de siècle, закат империи? Но еще и ирония, и притворство, и театр не только метафорой, но и в буквальном смысле слова (для него художники успели поработать), и, наконец, изощренная тонкость техники – у всех троих, впрочем, по-разному. 

 

Особенно любопытны в плане техники работы Сомова, смело соединяющего разные приемы – гуашь с пастелью, акварель с перьевым рисунком… Но здесь же – и его ранние пейзажные работы во вполне классической традиции (положение сына хранителя Эрмитажа без следа не проходит, да и поучиться успел в Академии художеств). И конечно, портреты.

 

Что любопытно – представлены и фарфоровые статуэтки по сомовским эскизам.

 

Николай Сапунов, ученик Левитана, Серова, Коровина по МУЖВЗ, много работал для театра (блоковский «Балаганчик», «Принцесса Турандот», «Мещанин во дворянстве»...). Эти эскизы составляют значительную часть его графического фонда в ГТГ.  

 

Сергей Судейкин тоже прошел школу Московского училища живописи, ваяния и зодчества – но у Абрама Архипова, Аполлинария Васнецова и Леонида Пастернака. Работа для театра постепенно привела его от тонкого штриха и полутонов к форсированному контуру, ярким цветовым пятнам, гротеску.

 

В целом экспозиция объединила более двухсот экспонатов – акварель, пастель, рисунок, живопись, плакат, книжная графика. Все это из фондов самой Третьяковской галереи, где период рубежа XIX-ХХ веков представлен в немалом количестве.

Ну, а если затем пройти залы графики насквозь, можно выйти как раз в залы живописи начала ХХ века, где присутствуют и герои выставки, и их современники.

 

Выставка «Арлекины Серебряного века» запланирована до середины мая.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире