21:47 , 04 января 2019

Фаберже в Новом Иерусалиме: зайцы, яйца и прочее

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 5 января – выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» в музее Нового Иерусалима.

Гость передачи – генеральный директор Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов.

 

Большая выставка произведений декоративно-прикладного и  ювелирного искусства, исполненных фирмой Фаберже, открылась в декабре в музее Нового Иерусалима. Экспонатов – более четырехсот, собраны они из нескольких музеев. Среди участников – Эрмитаж, Петергоф, ГИМ, Музей декоративно-прикладного искусства. А также частный Музей Фаберже из Баден-Бадена (не путать с Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге, это другой).

 

Экспозиция призвана уточнить до некоторой степени сложившуюся репутацию фирмы: дескать, поставщик императорского двора, изготовитель дорогих украшений и пасхальных яиц. Хотя и это представлено – но в центре все-таки история фирмы и династии (о чем подробнее – здесь). 

 

А история шла от вещиц достаточно простых – шкатулок и  портсигаров, серебряной посуды и памятных жетонов, письменных приборов и рамок для фотографий. Стремились обеспечить качество, осваивали новые художественные стили, заботились об организации производства. 

 

Фирма развивалась, и помимо петербуржского через некоторое время открылось и московское отделение (в экспозиции каждому выделен отдельный зал). Сложилась определенная специализация – так, в Санкт-Петербурге изготавливались большей частью ювелирные украшения.

 

В Москве же стали специализироваться на посуде.

 

В ассортименте фирмы стала активно присутствовать анималистика – вещи как практического назначения, так и чисто декоративные.

 

Особенно выделялась здесь продукция камнерезов, умело игравших с фактурой материала.

 

Фирма Фаберже предоставила самостоятельность своим специализированным мастерским – всего их было около двух десятков, – направляя при этом общую стилистику. Осваивала рынок, собирала призы и медали на  российских и международных выставках. После Петербурга и Москвы открылись магазины в Киеве, Одессе и даже Лондоне. И только проделав весь этот путь длиной в несколько десятилетий, фирма обратила на себя внимание тогдашнего императора, Александра III. Сначала получив заказы более банальные, а потом и пресловутые пасхальные.

Народ ждет уже информации про пасхальные яйца – ну вот, пожалуйста.

Всего их в экспозиции три штуки, все приехали из  Баден-Бадена. Два датируются 1917 годом и считаются, по понятным причинам, незаконченными. Вот «березовое» яйцо – точнее, его деревянная оболочка из  карельской березы. Считалось, что яйцо готовилось в подарок вдовствующей императрице Марии Федоровне. Долгое время считалось утраченным, возникло на  рынке уже в начале 2000-х. Версии на этот счет высказываются разные, в  подлинности уверены не все специалисты.

 

Второй предмет, отнесенный владельцем к той же эпохе, именуется «Созвездие цесаревича» и считается незаконченным подарком к Пасхе Александре Федоровне. Это сфера из синего стекла на подставке из горного хрусталя.

 

Тут, впрочем, есть еще один момент. Схожий предмет – но не сфера, а именно яйцо, также из синего стекла и на подставке из горного хрусталя в форме «облака», – хранится в Москве в Минералогическом музее им. Ферсмана. Что тут где – остается гадать.

Наконец, третье из представленных так называемых «императорских» пасхальных яиц датировано 1904 годом (до сих пор считалось, что в период 1904-1905 годов подобных подарков императором не заказывалось). Яйцо украшено миниатюрными портретами императорской четы и четырех их малолетних дочерей. По утверждениям организаторов, экспонат демонстрируется публике впервые.

 

Обратим внимание и на раздел времен первой мировой войны. В  этот период в мастерских Фаберже выполнялись военные заказы – памятные подарки для раненых воинов, медная посуда для лазаретов, даже медицинские инструменты.

 

И отметим информационную составляющую. Помимо обычных выставочных экспликаций (в данном случае весьма подробных) предусмотрены интерактивные дисплеи, с помощью которых можно познакомиться с дополнительными деталями (кстати, столы, на которых они расположены, стилизованы под рабочее место ювелира).

 

Выставка в Новом Иерусалиме запланирована по 24 марта.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире