19:16 , 07 декабря 2018

Матвей Казаков в Музее архитектуры

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 8 декабря – выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва» в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Гость передачи – директор музея Елизавета Лихачева.

 

В МУАРе открыли выставку «Матвей Казаков и допожарная Москва», приурочив ее к 280-летию со дня рождения архитектора.

Ну, что Казаков – один из любимых героев Музея архитектуры, это понятно. В Москве родился, в Москве учился, в Москве строил – ну разве что умер не в Москве, а в Рязани, но и то случилось в 1812 году при известии о  пожаре Москвы.

Пожар, впрочем, не уничтожил построенное Казаковым. И даже  многочисленные московские реновации разных времен тоже окончательно его постройки не изничтожили – кое-что (и не так мало) в городе еще стоит. Взять хоть здание сената в Московском Кремле – его нетрудно узнать по этому лаконичному казаковскому плану.

 

Выставка про Казакова в МУАРе тоже не первая. Так что на  этот раз решили подойти к делу фундаментально и показать графическое наследие зодчего (а это не только проектные чертежи, но и акварели, и рисунки) не только  из собственных фондов. Привлечены самые разные институции – ГИМ, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Музей А.С. Пушкина, и даже Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив и Российский государственный архив древних актов.

 

Хотя учился Казаков у представителя барокко Дмитрия Ухтомского (главного архитектора Москвы в эпоху правления Елизаветы Петровны), сам Матвей Федорович оказался связан с другим стилем – зарождавшимся во второй половине XVIII столетия классицизмом. Тут на него повлияла, по всей вероятности, работа на раннем этапе под руководством другого виднейшего архитектора – Василия Баженова, знакомого с новой французской архитектурной модой не понаслышке.

Далеко не все «классицистическое» в Москве строил или проектировал Казаков, но его влияние на городскую застройку несомненно – в том числе и потому, что сам преподавал, организовав архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения. От него, собственно, и идет тот тип строения, который принято считать «истинно старомосковским»: фасад с колонным портиком по  красной линии улицы (что означало отход от привычной ранее «усадебной» застройки с домом в глубине участка).  

 

Не все в казаковском наследии осуществлено – а вот  документация сохранилась. Эта часть экспозиции может быть особо интересна для многих.

 

Классический вариант проекта: фасад – разрез. Узнаем дом Губина на Петровке?

 

Отдельно представлены элементы декора той эпохи – и лепного, и деревянного.

 

Не все построенное зодчим дожило до наших дней. К примеру, усадьба Петровское-Княжищево (Алабино) ныне в руинах. Остается любоваться макетом.

 

Изучать же творчество архитектора Казакова во всех подробностях можно в анфиладе главного здания музея до середины марта.

 

Текст: Татьяна Пелипейко


Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире