23:45 , 30 ноября 2018

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в ГМИИ им. Пушкина

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 1 декабря – выставка «Пикассо & Хохлова» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

Гость передачи – куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Алексей Петухов.

 

Входящих на выставку в первую очередь встречает большой дорожный сундук. На нем инициалы «O.P.» – что означает латиницей «Ольга Пикассо». Понятно, что вещь эта из разряда, как говорится, мемориальных. Но что, собственно, подтолкнуло кураторов поместить ее  в экспозицию? 

 

А дело в том, что именно в этом сундуке Ольга Хохлова, первая жена Пабло Пикассо, хранила свой личный архив. А в нем – фотографии, начиная со времени, когда она танцевала в «Русских балетах» Дягилева (что и  стало поводом для ее знакомства с художником, приглашенным оформлять некоторые из дягилевских спектаклей). Там же – обширная переписка, включая письма родных, оставшихся в России (превратившейся в СССР, куда танцовщица уже никогда не  вернулась). Архив на протяжении многих лет изучал общий внук Пабло Пикассо и  Ольги Хохловой, Бернар Руис-Пикассо. Материалы архива и стали основой для формирования концепции выставки.

 

А вот первый портрет Ольги, написанный Пикассо в Барселоне (не случайно танцовщица изображена в испанской мантилье). Это 1917 год.

 

Уже в следующем году Ольга и Пабло обвенчались в  православном храме в Париже. И в последующие годы появляется множество портретов Ольги в самых разных техниках – гравюра, рисунок, пастель, масло…

При этом каждый, кто вспомнит о кубистических работах Пикассо конца 1900-х годов, может удивляться столь традиционной с виду манере. Действительно, для Пикассо рубеж 1910-х – 1920-х годов был периодом обращения к  классической, даже академической стилистике, попыткой переосмыслить Энгра.

 

В 1921 году в семье появляется сын – Поль (Пауло).

 

И конечно, вслед за этим – и множество портретов. Поль просто, Поль в маскарадных костюмах (тут и Арлекин, и Пьеро, и тореадор), Поль за рисованием, Поль верхом на ослике…

 

Семейный архив предлагает нам не только множество фотографий, но и даже любительскую кинохронику. Вот Ольга на поляне с собакой.

 

Значит ли это, что Пикассо по всем параметрам остепенился? Как бы не так: он не сможет удержаться как в одном-единственном изобразительном стиле, так и в спокойной семейной жизни. Вот для сравнения два портрета: и там и там – дама в шляпе с пером. И это примерно одно время – начало 1920-х.

 

Или вот такая появляется «Обнаженная в кресле».

 

Семейная жизнь пары также начинает давать трещину. Ознакомиться с биографией художника в части его личной жизни ни для кого не  составит труда, так что подробности опустим. Кураторы же экспозиции видят отражение этого кризиса в появлении в работах Пикассо темы Минотавра.

 

«Художник и модель».

 

Представлена также большая серия «купальщиц» – и среди этих образов уже усматривается не только законная жена, но и другая модель и муза.

 

«Фигуры на берегу моря».

 

Брак Ольги Хохловой и Пабло Пикассо окончательно распался в  1935 году – хотя официально никогда не был расторгнут, и конец ему положила только кончина Ольги в 1955-м. Периодом их совместной жизни и ограничена экспозиция, позволяющая проследить эволюцию творчества Пикассо именно за это время.

 

Выставка проходит в главном здании ГМИИ на Волхонке и  продлится до февраля.

 

Остается добавить, что тематика стартовавшего в ГМИИ музыкального фестиваля «Декабрьские вечера» (ниже – фотография с репетиции) тоже напрямую увязана с проходящей выставкой «Пикассо & Хохлова»: в  программу включены произведения русских, французских и испанских композиторов. Подробности же легко обнаружить на сайте музея

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире