Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 10 ноября – 100-летие Государственного музея Востока.

Гость передачи – генеральный директор музея Александр Седов.

 

Музею Востока – действительно сто лет. За это время он успел неоднократно поменять название – Ars asiatica, Музей восточных культур, Музей искусства народов Востока… Не раз менял и локацию, пока не приземлился в 1980-х годах в нынешнем помещении на Никитском бульваре.

Свое столетие музей отметил двумя выставками. Первая – «Люди и вещи» – в камерном формате рассказывает об этапах формирования музея и о людях, чьи собрания влились в разное время в его фонды. Среди прочего здесь представлен скромный с виду ковер – но именно ему когда-то был присвоен инвентарный номер 1. 

 

Ну, а вторая выставка, «Восток. Другая красота», посвящена теме женщины, причем в традиционной культуре. Как и в постоянной экспозиции музея, здесь проведено разделение по регионам. И действительно – тут различается не только стилистика одежды и украшений, но и сам подход к женской красоте и  месту женщины в социуме.

 

Начнем, пожалуй, с ближайшего к нам Кавказа. Здесь традиционная одежда близка, в общем-то, к европейскому (скорее византийскому) средневековью. Самое старое изображение, которым зритель располагает, – копия фрески XII века, изображающей царицу Тамару. 

 

Армянский женский костюм XIX века – отметим обязательность вышитого декора.

 

Движемся чуть ниже: вот Иран. Как видим, не всегда исламские традиции запрещали изображать людей или заставляли женщину скрывать лицо.

 

Турция: внутри гарема одежда тоже не была столь уж закрытой. Вот на прогулку в город дамы – естественно, в сопровождении – облачались в  глухой плащ и прикрывали лицо вуалью. А так – пожалуйста, лицо открыто.  

 

Самый строгий вариант: Средняя Азия. Естественно, это также уличная одежда – и под такой вообще не разберешь, кто там кроется. Завеса для лица плелась из конского волоса.

 

Южная Азия – совсем другой расклад (впрочем, объясняемый, возможно, жарким климатом). В Индии – легкое сари и подчеркнутая естественность фигуры (желательно пышнотелой).

 

Одежда кочевых народов (монголы, буряты) основана прежде всего на удобстве. Да не вообще, а удобстве скакать верхом – да, и женщинам тоже. Поэтому халаты для женщин и мужчин фасоном различались не слишком – разве  что отделкой. Да, и конечно, сапоги.

 

Дальний Восток – совсем иное. Причем и внутренние различия внутри субрегиона присутствуют. Так, в Китае считалось, что женская красота непременно требует усовершенствования, внешнего вмешательства. И вот как в результате выглядят крошечные туфельки (длина подошвы – чуть больше десяти сантиметров) – можно представить, во что превратилась бинтуемая с детства нога.

 

Корея такого избежала – а традиционный костюм для выхода из  дома делался достаточно свободным.

 

Япония также многое переняла от Китая, но до членовредительства все же не дошла. Зато очень важными здесь стали прическа и  сложный грим.

 

Ну, а самой простой и удобной, без вычурности, оказалась, пожалуй, одежда Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Лаос, Кабожда, Мьянма…

 

Не забудем и про украшения – для многих регионов они явно составляли наиболее увесистую часть костюма.

 

Ну, а продлится юбилейная выставка в Музее Востока до  середины января.


Текст: Татьяна Пелипейко

 

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

danko1 09 ноября 2018 | 21:00

Своё 100-летие музей отметил разграблением музея Рерихов и их архивов.
Позорный и преступный акт вандализма.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире