Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 9 июня – выставка «Император Александр II. Воспитание просвещением» в Российской государственной библиотеке.

Гости передачи – заместитель генерального директора РГБ по международным связям и выставочной деятельности Наталья Самойленко и заведующая отделом изобразительных изданий РГБ Любовь Родионова.

 

Выставка приурочена, понятно, к 200-летию со дня рождения монарха, прозванного Царем-освободителем. Но почему в Российской государственной библиотеке?

Для этого есть, на самом деле, более чем серьезный резон. РГБ – преемница Румянцевского музея («публичного музеума»), который открылся в 1862 году в старой столице именно решением и при поддержке императора.

 

Александр и члены царской фамилии были и среди первых дарителей и меценатов музея. Так, сюда была отправлена приобретенная на личные средства Александра II картина Александра Иванова «Явление Христа народу» (к слову, экспонировалась она как раз в том зале, где проходит нынешняя выставка). За ней последовала и передача в Москву почти двух сотен живописных произведений из Эрмитажа.

 

К книжному собранию Румянцева добавились и книги от членов императорской семьи. И вот, кстати: на выставке экспонируется портрет матери Александра II, вдовствующей императрицы Александры Федоровны. К чему он здесь?

 

А дело в том, что в библиотеку Румянцевского музея отправились и девять тысяч томов из личной библиотеки Александры Федоровны. И в книжном зале висел как раз этот ее портрет (ныне хранящийся в Эрмитаже).

 

Ну, и наконец, первая запись в книге почетных посетителей – автограф императора Александра.

 

Словом, поводов присоединиться к юбилейным программам у РГБ было достаточно. Но по традиционному пути – рассказать об отмене крепостного права, о реформах земской, военной, судебной и прочих – здесь не пошли (за этим – в Исторический музей).  В библиотеке предпочли обратиться к теме просвещения.

 

Портрет Александра в отрочестве тут не случаен. Большой и подробный раздел выставки посвящен воспитанию и образованию самого великого князя. И этот сюжет заслуживает, вообще-то, весьма подробного разговора – и не только потому, что в экспозиции есть умилительные детские прописи.

 

Наставником юного великого князя был назначен поэт Василий Жуковский. Под «наставником» здесь надо понимать организатора всего образовательного процесса. Его, этот процесс, сам Василий Андреевич определял (в письме матери мальчика, супруге Николая I Александре Федоровне) так: «Его величеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно ознакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью

Коснуться всех аспектов этого образовательного процесса не позволит, разумеется, формат блога. Остановимся на том, как видел Жуковский учебную программу. Ее он делил на три возрастных этапа: 8 -13, 13-18 и 18-20 лет. В программу раннего этапа включались следующие учебные предметы: геометрия, счет, русская грамматика, география, общие понятия о минералогии, геологии, ботанике и зоологии (сегодня мы сказали бы – естествознание), история, иностранные языка – французский, немецкий, английский, польский и латынь (последнюю вычеркнул из учебного плана Николай Павлович как «не имеющую практической пользы» – а по мне так зря), рисование, музыка, ручная работа, чтение. Второй период обучения предполагал подробное изучение наук, и тут мы видим следующее: история, география, этнография, статистика, политика, философия, математика, естественная история, технология, физика, родной язык и литература. После чего была запланирована поездка по России – и она состоялась, продлившись семь месяцев и охватив 30 губерний (всего преодолели 20 тысяч верст). Наконец, на последнем этапе обучения добавилось углубленное изучение политических наук – военная стратегия, финансы, законодательство, внешняя политика, дипломатия.

Что до расписания занятий, то оно, как видим, было достаточно жестким – занят был практически весь день.

 

О других разделах выставки: здесь рассказывается, в частности, о создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде – за разработкой его проекта внимательно следил сам император. 

 

Впервые представлено на выставке хранящееся в РГБ интересное издание также александровской эпохи – альбом «Виды новгородских церквей».

 

С именем Александра II неразрывно связано и образование Русского исторического общества. За время своего существования до 1917 года общество успело издать, среди прочего, 148 томов «Сборника Императорского Русского исторического общества» и 25 томов «Русского биографического словаря».

 

Наконец, о состоявшейся в Москве в 1872 году Политехнической выставке (это сейчас для нас такое – дело естественное, а в XIX веке подобные мероприятия приходилось насаждать буквально как «картошку при Екатерине», ибо промышленники понимали, что такое ярмарка, где непосредственно заключаются контракты и переходят из рук в руки партии товаров, а вот зачем просто показывать немногие избранные вещи своего производства, им сначала было неясно).

 

В нынешней экспозиции есть предметы, которые были представлены на выставке 1872 года – фотографическая камера и телеграфный аппарат. Они предоставлены Политехническим музеем – а толчок к его образованию в Москве дала как раз та самая выставка.

 

Остается добавить, что многие документы можно изучить в выставочном зале в подробностях с помощью мультимедийных дисплеев.

 

Выставке сопутствует также подготовленное РГБ издание – подробное и со множеством любопытностей.

Продлится выставка по 22 августа. Размещена в Ивановском зале (вход туда со Староваганьковского переулка).

 

Текст: Татьяна Пелипейко

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой РГБ.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире