17:35 , 16 февраля 2018

Истоки фотографии в «Музейных палатах»

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 17 февраля – выставка «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии» в ГМИИ им. Пушкина.

Гости передачи – куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. Пушкина Ольга Аверьянова и фотохудожник Михаил Каламкаров.

 

На входе в экспозицию Тальбота в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков зрителя встречает миниатюрный портрет героя. Портрет, выполненный при этом в технике конкурентной – то есть дагерротип. 

 

Зато сразу есть повод сказать, чем фотографии Тальбота отличаются от приемов Дагера. Дагеротип делался на медной пластине и мог быть создан только в единственном экземпляре. А вот Тальбот сумел не только зафиксировать изображение на бумаге, но и тиражировать его. Привычный для всех, кто успел соприкоснуться с фотографией в доцифровую эпоху, путь через негатив к позитиву – вещь вроде бы вполне банальная. Однако ее еще надо было выдумать. Ну, вот Тальбот и выдумал.

 

Кто такой наш герой? Уильям Генри Фокс Тальбот (сам он предпочитал подписываться просто Генри Тальбот), добропорядочный английский джентльмен, член Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе, автор статей по математике, физике, астрономии и ботанике, защитник ботанического сада. Да еще и член парламента в придачу. В общем, уже понятно, что фотография в этом списке его занятий занимала далеко не главное место. И вообще к мысли о фиксации полученного оптическим путем изображения Тальбот, похоже, пришел потому, что не очень хорошо умел рисовать.

И случилось это во время путешествия по Италии, чьи красоты восхитили путешественника. Тальбот попробовал использовать специальное приспособление – камеру люциду.

 

Не вдаваясь в подробности – внутри у этой железяки призма, с помощью которой художник видит мнимое изображение на бумаге и может обвести его карандашом.

 

Но у Генри Тальбота, члена парламента и обладателя к тридцати годам ряда научных регалий, и с этим не заладилось. И вернувшись домой, он попробовал поэкспериментировать с обработкой обычной писчей бумаги светочувствительным раствором. Пока еще было не до пейзажей – первым объектом «съемки» стал обыкновенный лист дерева. А съемочной техникой – простейшая камера обскура.

 

Получилось. Но естественно, вышло то, что впоследствии назовут «негативом».

 

Генри Тальбот на этом не остановился и попробовал сделать новый отпечаток уже с этого (бумагу, чтобы она становилась прозрачной, обрабатывал парафином). И выяснилось: отпечатков при этом можно получить сколько угодно много.

Автор процесса пошел экспериментировать дальше. Вот кружева. 

 

Вот крылья насекомых (для фиксации результатов естественнонаучных исследований фотографию Тальбот посчитал куда удобнее и надежнее зарисовок).

 

А вот и макросъемка – срез стебля растения. 

 

Пошли эксперименты с пересъемкой текстов – получилось. Копированием гравюр – и тут получилось. Скульптура – так та и вовсе прекрасно поддавалась фотографированию.

 

Вполне удачно вышли и библиотечные полки – словом, все, что могло быть подвергнуто долгому экспонированию.

 

Генри Тальботу удалось в дальнейшем ускорить процесс применением проявителя. Нашел он и способ фиксировать изображение, чтобы оно не темнело или не выцветало. И смог перейти таким образом к жанровым сценкам и пейзажам.

 

Тальбот выпустил альбом под названием «Карандаш природы».

 

А позже – и альбом видов Шотландии.

 

Снял он и бульвары Парижа.

 

Тут, однако, выявилась другая проблема. Вся обработка бумаги – и для негатива, и для позитива – производилась вручную и требовала точности. При тиражировании в значительном количестве, что уже не могло обойтись без привлечения помощников, качество процесса нарушалось, снимки выцветали. И Тальбот придумывает еще один прием – фотогравюру. То есть изготовление на основе негатива клише, которое годилось уже для печати обычной типографской краской.

 

Это, собственно, и стало дорогой к широкому использованию фотографии в печатных изданиях.

Ну, а на выставке в ГМИИ сейчас можно увидеть около полутораста фоторабот Тальбота, предоставленных Национальным музеем науки и медиа в Брэдфорде и Музеем Виктории и Альберта.

Нельзя не отметить также, что к выставке подготовили небольшой фильм, демонстрирующий весь процесс фотографирования по-тальботовски (точнее, процесс подготовки бумаги для этого фотографирования). Фильм компактный, так что стоит полюбопытствовать и посмотреть – многое сразу станет яснее.

 

Выставка запланирована до начала апреля.

 

Текст: Татьяна Пелипейко



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире