22:58 , 05 мая 2017

Третьяковка в «Музейных палатах»

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 6 мая – генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Из нынешних выставок Третьяковки немалое внимание публики привлекает Зинаида Серебрякова в Инженерном корпусе. Тут надо отдать должное Третьяковской галерее: в центральном зале расположились наиболее значимые работы художницы. И это вовсе не детские портреты и не благостные пейзажики, а «крестьянский цикл» и эскизы для декоративных панно.

В «Крестьянском цикле» из милого дамского рукоделия вдруг проступает вполне серьезный монументалист (недаром происходила художница из семьи Лансере-Бенуа, где немало архитекторов). Вот «Беление холста» 1917 года.  


Не менее интересны и эскизы к этой работе.


И даже просто портреты крестьян.


Из той же эпохи (1912 год) и картина «Баня».


И вот важный для художницы профессиональный шанс: в 1915 году Серебрякову привлекают к разработке декора Казанского вокзала в Москве. На ее долю выпадает подготовка четырех панно, символизирующих страны Востока. Вот «Сиам».


А вот «Япония».


К сожалению, осуществить тогда большой коллективный проект оформления интерьеров вокзала помешала революция. Да и самой Серебряковой, вынужденной через некоторое время уехать в эмиграцию, она помешала стать всерьез монументалистом (хотя в экспозиции представлены и ее более поздние эскизы для виллы бельгийского барона – но это все, что ей еще удалось сделать в этой сфере).

Ну, а для предпочитающих Серебрякову более привычную – вот вам один из автопортретов, а также портреты семейные, сценки балетные и пейзажи усадебные.

 

Это в Инженерном корпусе ГТГ и до конца июля.

По соседству, в главном здании, тоже есть временные выставки. В залах графики, в частности, уже почти заканчивается (будет по14 мая) выставка «Графика стен», эскизы для монументальных росписей. Врубель, Васнецов, Серов, Бенуа и многие другие.

 

Еще одна любопытная выставка рассредоточена по разным залам главного здания. Она называется «Модель художника в объективе фотоаппарата». Авторы экспозиции, порывшись в своем фотоархиве, обнаружили немало изображений героев и героинь живописных произведений, имеющихся в постоянной экспозиции. Причем если некоторые художники просто писали портреты знакомых и родственников, то другие – тут особенно отличались Нестеров и Борисов-Мусатов – их нещадно эксплуатировали, заставляя позировать в костюмах исторических персонажей для своих полотен. У Нестерова на его большом полотне – сразу несколько членов семьи.

 

В здании на Крымском валу открылась между тем выставка итальянца Джорджо де Кирико под названием «Метафизические прозрения».

Собственно метафизическим был ранний период художника – 1910-е – 1920-е годы.

 Однако дальше художник подкидывает искусствоведам и зрителям сюрприз, обращаясь к традиционной манере. Вот его «Подражание Ватто» 1940-х годов.


Вполне традиционный натюрморт.


Венецианский пейзаж 50-х.


И даже собственный автопортрет в доспехах.


Этим, впрочем, дело не кончилось. В поздний период у Де Кирико случается период «неометафизики». Среди работ этого времени – немало самоповторов (несколько отличающихся по стилистике большей графичностью и более яркими тонами). При этом даты он иной раз ставит более ранние.


Это, надо отметить, не все. В экспозиции представлены также театральные костюмы по эскизам Де Кирико, его графика и скульптура.

 

В том же здании продолжается (до середины июня) большая выставка «Оттепель» (о ней подробнее – здесь).  

 

А также выставка скульптуры из фондов галереи – «Мужики и бабы» (подробнее здесь). Ее надо успеть посмотреть до конца мая.

 

Наконец, до начала июня на Крымском продлится и выставка интереснейшего, рано ушедшего графика времен авангарда Василия Чекрыгина.

 

Закончу обзор забавной парной экспозицией работ Александра Дейнеки. Витраж – из частного собрания, эскиз к нему – из третьяковских фондов.

 

Ну, а в дальнейших планах Третьяковской галереи на май – выставка пейзажей Виктора Васнецова.

Обо всем упомянутом – и неупомянутом – можно будет расспросить директора Третьяковки.

 

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи.

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире