museum_echo

Музейные палаты

19 октября 2018

F

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 20 октября – вторая часть выставки «Изобразительное искусство эпохи Эдо» в ГМИИ им. Пушкина.

Гости передачи – чрезвычайный и полномочный посол Японии в  РФ Тоёхиса Кодзуки и куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ Айнура Юсупова.

 

Выставка живописи и гравюры эпохи Эдо проходит в ГМИИ им. Пушкина в два этапа, каждый длится около месяца (о первой части выставки речь уже шла здесь). Это объясняется особенностями демонстрации графики – она не может длиться более четырех недель. Так что фактически в ГМИИ в рамках перекрестного года Японии и  России последовательно демонстрируются две разных (хоть и посвященных одному этапу в изобразительном искусстве Японии) выставки.

Всего же в экспозицию включено более 130 работ. Это живопись (на бумаге и на шелке) и гравюра (ксилография, гравюра на дереве). Широк тематический охват: пейзажи (с отдельными вариациями малых форм, такими, как «цветы и птицы»), исторические сцены, жанровые сценки (тут можно выделить линию театра – как портреты актеров, так и воспроизведение мизансцен, и линию красавиц – главным образом обитательниц «веселых кварталов», которые являлись для своих современниц, к тому же, законодательницами мод). Большая часть представленного привезена из Японии (и среди них есть имеющие статус «национального сокровища» или «особо ценного объекта культуры»), но экспозиция дополнена и произведениями из фондов самого ГМИИ, а также Музея Востока.

Наконец, важно и то, что в эпоху Эдо в Японии возникло много разнообразных направлений и школ. Так что особо интересующиеся могут оценить и  тонкости их различий.

 

Забавно, кстати – в заведенной еще с первой части выставки книге отзывов множество не только текстов, то и рисунков – уж кто как умеет.

 

Продлится же вторая часть выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» по  28 октября. Так что желающим посмотреть надо успеть.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 13 октября – выставка «Акварели Великой княгини Ольги Александровны» в Третьяковской галерее.

Гость передачи – председатель Регионального благотворительного общественного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны «Программа помощи России», куратор выставки Ольга Куликовская-Романова.

 

Выставка акварелей Великой княгини Ольги Александровны, как и открывшаяся одновременно с ней в здании Третьяковской галереи на крымском валу фотовыставка «Романовы. Семейные хроники», приурочена к траурной дате – столетию расстрела семьи Николая II в Екатеринбурге.

Собственно же акварели Ольги Александровны демонстрируются в  Москве не в первый раз, и ее манера, равно как и тематика, зрителю знакомы.   

 

Ольга Александровна – младшая сестра Николая II и самый младший ребенок в  семье Александра III. Ребенок «порфирородный» – это значит, что она появилась на свет, когда ее отец уже вступил на престол.

Рисовать маленькую Ольгу учили, разумеется, как и прочих детей в семье (и в преподавателях были живописцы вполне признанные, хоть и  строго академического направления). Однако именно она увлеклась живописью более всех прочих.

 

Понятно, что профессиональной карьеры в этом случае и  предполагаться не могло. Однако некоторые живописные работы юной великой княжны все же становились публичными: одни передавались ею на благотворительные аукционы, с других – с той же целью сбора средств на благотворительность – печатались открытки (несколько таких тоже представлены на выставке).

 

В основном среди этих акварелей – натюрморты и пейзажи. Хотя и некоторое количество портретов – в основном семейных – тоже присутствует.

 

Что еще нам известно об Ольге Александровне? Что она смогла пойти наперекор установленным правилам и добилась от брата-императора согласия на расторжение своего первого, неудачного брака с принцем Ольденбургским. Вторично вышла замуж за ротмистра Николая Куликовского – брак был «неравнородный», ибо муж был «простым дворянином». Что, правда, как раз несколько помогло ей после революции – она уже не числилась членом императорской фамилии и в первое время избежала репрессий. Но в конце концов семья – уже с двумя малолетними детьми – была вынуждена отправиться в эмиграцию. Сначала в Данию, где в тому времени находилась мать Ольги, вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Вот и написанные уже в Дании портреты детей. А также датские виды (в том числе виды фермы, где в конце концов Куликовские и поселились).

 

Злоключения на этом не закончились. Вновь отправиться в путь семье пришлось в 1948 году, уже после второй мировой – СССР оказывал давление на правительство Дании в связи с тем, что великая княгиня оказывала помощь русским беженцам. Дальше была Канада. А работы теперь уже случалось продавать и  просто для поддержания бюджета.

 

Выставка в Третьяковской галерее охватывает работы за период с 1898 по 1952 год. Продлится (как и посвященная династии Романовых фотовыставка) по 28 октября. 

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 6 октября – новая экспозиция в Музее Василия Тропинина и московских художников его времени.

Гость передачи – директор музея Ольга Журавлева.

 

История создания в симпатичном особнячке Замоскворечья Музея Тропинина для советского времени практически уникальна: музей возник на основе формировавшегося еще с дореволюционных времен частного собрания. Последний его обладатель, Феликс Вишневский, передал в дар государству более двухсот полотен, а также множество предметов декоративно-прикладного искусства и артефактов XVIII-XIX столетий. 

 

Собрание музея, разумеется, с тех пор расширилось. Нынешняя концепция музея состоит в периодической ротации экспозиции. Недавно открылся новый ее вариант – «Собирательный образ» (за что в ответе его куратор, архитектор Юрий Авакумов).

 

Суть экспозиции в том, что портреты представлены в ней не  по-музейному (с табличками и экспликациями), а по-домашнему, как они и висели бы в свое время в этом старинном доме. Первое впечатление зрителя – это лица. Лица, действительно формирующие образ эпохи.

 

Это вовсе не значит, что зритель не имеет возможности получить информацию о персонажах и авторах. Для этого есть специальные стенды. А можно и просто взять в зале распечатанную схему и рассматривать экспозицию с  ней в руках.

 

Особо любопытным вышел при таком экспонировании детский раздел. Можно предположить, что как раз портреты детей нередко делались крепостными художниками в имении, либо заказывались художникам далеко не  первого ряда, а то и вовсе студентам академии. Но результат как раз потрясающий – где наив, где парсуна…

 

Есть тут, разумеется, и пейзажные, и жанровые картины. Исполнение старинной музыки тоже прекрасно вписывается в концепцию.

 

Экспозицию Музея Тропинина предполагается ротировать и в дальнейшем. Что во  многом вынужденно – музею очень не помешали бы дополнительные выставочные площади. Тем более, что художник Василий Тропинин жил в Москве на Волхонке, и  здания эти сохранились.

Есть ли такой шанс? Об этом тоже стоит расспросить директора музея.

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 29 сентября – начало нового выставочного сезона в Мультимедиа арт музее.

Гость передачи – директор МАММ Ольга Свиблова.

 

Мультимедиа арт музей (или, кому привычнее – Дом фотографии) новый выставочный сезон начал вполне бодро. За сентябрь открылось уже четыре выставки – как собственно фотографические, так и выставки современного искусства.

Среди представленных авторов – уж ветеран актуального искусства, американец Джим Дайн. Привезенные работы, созданные в период с 1961 по 2016 год, происходят из собрания парижского Центра Помпиду, которому сам автор эти работы и подарил. В Париже ретроспектива уже прошла, теперь добралась до Москвы. За долгую жизнь автор успел поработать и в живописи, и в скульптуре, и в инсталляциях – все эти периоды и отражены в экспозиции.

[

 

Движемся дальше. Еще одна привозная выставка – «Вы смотрите на то, чего никогда не было». Это работы из лондонского частного собрания, а его владельцы – Пойю и Анита Заблудович – интересуются прежде всего современным искусством. В данном случае привезены работы полутора десятков художников, работающих с фотографией. И, невзирая на название, некоторых из них зрители уже могли видеть в Москве – как, например, работы Андреаса Гурски.  

 

Вольфганг Тильманс.

 

Натали Чех.

 

Лукас Блалук.

 

Джеф Уолл.

 

Эрин Ширрефф.

 

Кристофер Уильямс.

 

Томас Руфф.

 

Есть в программе МАММ и российский автор – правда, известный под псевдонимом латиницей: Uno Moralez. Его графические работы москвичи уже могли видеть в программах галереи «Триумф», которая и в данном случае выступила соорганизатором выставки.

 

Ну, а кроме того Мультимедиа арт музей в очередной раз показывает работы студентов Школы Родченко – фото— и видеопроекты. О других планах музея как раз будет возможность расспросить Ольгу Львовну.

 

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 22 сентября – выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ им. Пушкина.

Гость передачи – куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ Айнура Юсупова.

 

У нас, между прочим, имеет место быть Год Японии. О чем не  так уж трудно догадаться, если вспомнить о количестве проходящих в различных музеях японских выставках. Вот и ГМИИ им. Пушкина не остался в стороне, открыв, в сотрудничестве с Токийским национальным музеем и еще рядом музейных собраний Японии, внушительную экспозицию, посвященную искусству эпохи Эдо.

 

Эпоха Эдо – это период с начала XVII века и до последней трети XIX века. Время развития экономики – но и, как считают, золотой век японской поэзии. А также развития новой городской культуры и появления новых веяний в изобразительном искусстве, расцвета различных направлений и школ.

Всего в экспозицию включено 135 произведений как живописи (на шелке и на бумаге), так и печатной графики (ксилография, то есть гравюра на  дереве) этого периода. Охвачено многообразие жанров: портрет, пейзаж, жанровая и историческая сцена. Показаны и такие характерные именно для Востока формы живописных произведений, как свитки и ширмы.

 

Отметим важное обстоятельство: выставка состоит из двух частей. То, что показывается в данный момент, будет экспонироваться только по  30 сентября (это связано с тем, что графику невозможно держать на свету долго). В октябре появится следующая часть, но чтобы увидеть и нынешнюю, стоит поспешить.

 

Выставка сопровождается подробной лекционной и экскурсионной программой.

Ну, и совсем забавная новость: объявлено, что посетители в  традиционной японской одежде (то есть в кимоно) смогут пройти в музей без очереди, через служебный вход.

 

Однако это не все, что из ныне экспонируемого в ГМИИ касается Японии.

 

Что это за объект такой прямо у музейной колоннады?

 

А вот и на дереве во дворе…

 

А вот и в музейных залах.

 

Это уже современный автор, Тадаси Кавамата, со своей инсталляцией «На птичьих правах». Которую зритель сможет видеть до конца октября.

 

Японская тема, конечно, не единственное, что показывает нам сейчас ГМИИ им. Пушкина. Но о прочем – как-нибудь в другой раз.

 

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой ГМИИ.

Текст: Татьяна Пелипейко

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 15 сентября – выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» в Третьяковской галерее.

Гости передачи – генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова и сокуратор выставки, руководитель отдела новейших течений ГТГ Ирина Горлова.

Инсталляция «В будущее возьмут не всех», давшая название выставке, представляет собой хвост вагона уходящего поезда с бегущей строкой. Сзади же остаются картины, символизирующие то, что в это «будущее» не попадет (автор вежливо разместил там не чужие, а несколько собственных).

Но начинается маршрут зрителя не с этого произведения, а с монументального «Жука» – явной реминисценции из времен, когда Кабаков, как и  многие художники его поколения, зарабатывал на жизнь книжной иллюстрацией – в  том числе для книг детских (кто помнит «Мурзилку», «Веселые картинки», книги «Детгиза» – значит, вы с творчеством Ильи Кабакова знакомы с детства).

Нынешняя выставка – большая ретроспектива. Причем ретроспектива путешествующая – она уже была показана в Лондоне в галерее Тейт Модерн и в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Всякий раз экспозиция претерпевала некоторые изменения – вот и сейчас, в своем московском варианте, она пополнилась произведениями из столичных частных собраний.

Как положено уважающей себя ретроспективе, выставка показывает и самые ранние работы. Вот, пожалуйста, 1957 год – когда автор еще только-только заканчивал Суриковский институт. Довольно вольно, кстати, для своего времени.

Но иллюстрация иллюстрацией, а в работах «для себя» – все больше текста, да еще с элементами ассамбляжа.

Работы по образцам информационных стендов – но отметим, что композиционно тут нередки технологические особенности все того же книжного дизайна.

Картина «К 25 декабря в нашем районе…» иронично имитирует соцреалистические изображения трудовых будней. Однако к указанному числу тут явно ничего не доделают.

Представленная и первая «тотальная инсталляция» Ильи Кабакова, выполненная еще в московской мастерской, до отъезда автора за границу. Это та самая – «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Ну, а тема московских коммуналок будет встречаться у художника еще нередко.

Появляются и чисто текстовые картины.

Начало 80-х – триптих «Здравствуй, утро нашей Родины» со  всеми возможными соцреалистическими штампами.

Знаменитые альбомы «Десять персонажей» представлены очень удобно для зрителя – в кои-то веки их можно реально перелистывать.

Многие инсталляции – как осуществленные, так и не осуществленные, – представлены в виде макетов.

Инсталляция «Пустой музей» может ввести зрителя в  заблуждение. Это зал, в котором поставлен свет, даже звучит музыка – а вот  картины пока «не довезли».

Среди работ последних лет – немало живописных. В основном это не индивидуальные работы, а целые серии.

Самая, пожалуй, впечатляющая работа выставки – инсталляция-лабиринт «Альбом моей матери». Полутемный коридор, в который попадает зритель – это вновь воспоминание о советских коммуналках (и, как говорил сам автор, «в коммунальной квартире человек полностью лишается своей приватной сферы, он находится под постоянным контролем»).

Инсталляция основана на воспоминаниях матери художника, записанных ею по просьбе сына, когда ей было уже за восемьдесят. Перепечатанные на машинке фрагменты этого текста, вместе с любительскими фотографиями, составляют несколько десятков листов этого своеобразного альбома, исполненного на кусках старых обоев.

Продвигаясь по коридору-лабиринту зритель все громче слышит голос, мурлычущий какой-то старый романс. И ждет наконец комнаты – но ее нет, а  есть только следы уже новой переделки-ремонта.

Наконец, выход из коммунального рая – узкий, но все же ведущий наружу.

Выставка Ильи Кабакова открыта в здании Третьяковской галереи на Крымском валу и продлится до середины января.

Но это не все, что ожидает зрителя в текущем сезоне. В том же здании на Крымском уже открылись две экспозиции, связанные с семьей последнего императора.

«Романовы. Семейные хроники» – это выставка фотографий из фондов галереи. Показываться они будут впервые, а поступили в ГТГ в 1932 году из двух царских резиденций – Гатчинского и Александровского дворцов. Наиболее интересны, понятно, кадры не профессионально-постановочные, а  любительские (первым фотографом в царской семье была, к вашему сведению, еще супруга Александра III, императрица Мария Федоровна).

Часть фотографий показана в экспозиции непосредственно. Те  же, что в альбомах, демонстрируются на экранах или интерактивных мониторах.

Другая выставка показывает акварели великой княгини Ольги Александровны, сестры Николая II  – та всю жизнь увлекалась живописью.

Обе эти экспозиции будут демонстрироваться до конца октября.

Наконец, всего через несколько дней на Крымском валу откроется еще и большая выставка произведений Михаила Ларионова.

И это не все – у Третьяковской галереи на этот сезон еще много планов, и стоит воспользоваться приходом директора, чтобы расспросить о  них. Как, впрочем, и о других актуальных вопросах жизни музея – реставрации картины Репина, предстоящей реконструкции здания на Крымском, да и много еще о  чем.

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи.

Текст: Татьяна Пелипейко

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 8 сентября – программа празднования «Дня города» в Москве.

Гость передачи – руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

 

Перечислить мероприятия, запланированные в этом году на  «День города» было бы затруднительно – достаточно сказать, что на сайте городской власти заявлено свыше 1500 (полутора тысяч, здесь нет опечатки) фестивальных площадок. Трудно будет, напротив, уклониться от каких-либо форм празднования.

Тем не менее, некоторые площадки заявлены как основные. Среди них – Арбат (музейно-литературный проект «Москва рассказывает»), Парк искусств «Музеон» (концертно-театральная программа), Цветной бульвар (фестиваль «Добрая Москва» с ярмаркой от благотворительных фондов) и площадка у храма Христа Спасителя (здесь обещан симфонический оркестр). Свои центральные площадки будут и в каждом округе города.

В целом же программа многообразна. Нам обещаны концерты – как классической, так и популярной музыки, лекции, мастер-классы, кинопоказы, спектакли, экскурсии, даже показы мод. Добавятся ко всему этому спортивные мероприятия и фестиваль «Цветочный джем» с мастер-классами по ботанике.

Еще важно: Тверская и часть других улиц в центре станут пешеходными до понедельника.

 

Подробности всего запланированного, надо надеяться, нам сможет рассказать гость эфира.

Ну, а одновременный запуск фейерверков по всему городу запланирован 8 сентября на 21 час.

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 1 сентября – выставка «Памяти последнего императора. Реликвии эмигрантского музея в Белграде» в Государственном историческом музее.

Гости передачи – кураторы выставки, научные сотрудники отдела письменных источников ГИМ Николай Миско и Александра Свинаренко.

 

Выставка «Памяти последнего императора» в Историческом музее представляет, чуть ли не впервые, документы и материалы, оказавшиеся в ГИМе после Второй мировой войны. Речь о фондах находившегося в Белграде эмигрантского «Музея памяти Николая II».

 

Музей был открыт при Русском доме в Белграде в 1936 году. Ничего удивительного в этом нет – тогдашняя Югославия (Королевство сербов, хорватов и словенцев) была одним из центров русской послереволюционной эмиграции, а  Русский дом, в свою очередь – центром притяжения для всей русской общины. Здесь хранился архив (в который были переданы документы многих представителей эмиграции), здесь была создана библиотека и даже Музей русской конницы. 

Здесь же, в Белграде, с 1928 года существовало и Общество памяти Государя Императора Николая II (возглавлял его митрополит Антоний Храповицкий). Именно оно и  стало главным мотором формирования коллекции мемориального музея. Представители Общества вели переписку с уцелевшими представителями рода Романовых, с людьми из окружения императора, прося их передать в музей сохранившиеся мемории и  документы. Попали в музей и вещи из посольств России в Белграде и ряде соседних стран. К 1940 году музей насчитывал уже свыше 500 экспонатов.

Вывезти музейные фонды во время германской оккупации Югославии не удалось. Однако для сохранности они были упакованы и помещены в  бомбоубежище. Вероятно, в таком виде и были впоследствии вывезены в СССР – в 1947 году в Белград для вывоза эмигрантских архивов прибыла специальная комиссия. Часть вывезенного была позже передана в ГИМ. Судьба остальной части собрания неизвестна.

Научное описание этого фонда было осуществлено в  Историческом музее уже в 1990-х годах. Многое из представленного на выставке демонстрируется впервые.

 

Здесь предметы совершенно разного рода. Немало фотографий – не только официальных, но и обычных семейных. Письма – среди которых, например, поздравительные открытки от цесаревича Алексея бабушке Марии Федоровне. Личные вещи – как чашка, принадлежавшая, по легенде, императрице Александре Федоровне. Учебники и тетради царских дочерей. Доска на закладку яхты «Александрия». Книги о представителях династии Романовых, выходившие уже за границей…

 

Письма и фотографии зрители могут рассматривать и читать и  на интерактивных дисплеях – причем в значительно большем объеме, чем было возможно разместить в витринах экспозиции.

 

Выставка размещена в знаковом для Исторического музея пространстве – кабинете одного из основателей музея, историка Ивана Забелина (оно, кстати, тоже впервые открыто для публики). Продлится выставка до октября.

 

Стоит кратко напомнить и о других проходящих сейчас в ГИМе временных выставках. В выставочном корпусе продолжается выставка, устроенная к 200-летию со дня рождения императора Александра II (о ней уже была передача в «Музейных палатах» – послушать можно здесь, а также почитать и посмотреть фотографии здесь). Продлится же выставка до середины октября.

 

В том же здании – выставка к еще одному 200-летию. Ровесником императора оказался писатель Иван Тургенев.

 

Именуется выставка «Тургенев. Время Московское». Родился писатель, правда, не в Москве, но с детства подолгу жил в старой столице, здесь же учился в университете и готовил свои первые литературные публикации. Здесь сложились его взгляды: «Я не думаю, чтобы мое западничество лишило меня всякого сочувствия к русской жизни, всякого понимания ее особенностей и нужд».

 Экспозиция не только  прослеживает московские годы и круг общения Тургенева в первопрестольной, но и показывает саму «тургеневскую» Москву. А запланирована выставка до конца сентября.

 

Наконец, в том же здании – прибывшая из Катара выставка «Жемчуг. Сокровища морей и рек». Хороша прежде всего показом не ювелирных украшений (которых, впрочем, предостаточно), а рассказом о том, как и почему формируются жемчужины и какие они бывают.

Об этой выставке я довольно подробно писала на сайте журнала «Дилетант», куда вас и отсылаю – см. здесь и здесь. Ну, а продлится выставка до октября. 

 

Между тем в главном здании ГИМа недавно открылась выставка «Русский Шеффилд. Ножевое производство Павловского промышленного района». С экспонатами от рубежа XVIII-XIX столетий. И представьте, оказалась не только весьма любопытной, но и красивой. Так что как жемчуг на выставке не только «для девочек», так и ножи не только «для мальчиков». Будет до декабря.

Об этой выставке тоже стоит поговорить подробнее, ну а пока вот вам несколько кадров.

 

Наконец, в главном здании пока продолжается уже продленная однажды выставка японского прикладного искусства из фондов ГИМа. До конца сентября ее еще можно будет увидеть.

 

В ближайших планах музея – выставка иконописи. Ну, и будем ждать дальнейших сообщений.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 

24 августа 2018

Ночь кино – 2018

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 25 августа – предстоящая акция «Ночь кино».

Гость передачи – глава департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.

 

«Ночь кино» пройдет в Москве уже в третий раз. В этом году будут задействованы 168 площадок, на них ожидается 330 кинопоказов. Запланированы также встречи с кинематографистами, дискуссии, тематические мастер-классы для детей.

Центральной площадкой события станет парк «Зарядье», где, в  частности, состоится вручение приза «За создание образа Москвы в киноискусстве» (в шорт-листе было десять номинантов, а победителя объявят на церемонии открытия).

В рамках «Ночи» обещают показать и такие новинки этого года, которые еще не вышли в прокат. Журнал «Искусство кино» подготовил специальную программу, куда вошли российские и иностранные фильмы – участники международных фестивалей.

У «Ночи кино» есть и параллельная программа. Свои программы подготовили музеи, культурные центры, библиотеки и даже парки.

Подробности акции ищите на ее официальной страничке

 



Текст: Татьяна Пелипейко

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 18 августа – выставка «Парк Горького: фабрика счастливых людей» в залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре и другие программы празднования 90-летия ЦПКиО.

Гости передачи – директор ЦПКиО по PR Алена Белова и куратор музыкальных программ Парка Горького Борис Болелов.

 

Парку Горького действительно исполняется в этом году 90 лет.

Нет, конечно, можно залезть в историю и поглубже (археологи нам в помощь, а также исторический раздел на сайте парка). Люди жили тут еще в период раннего железного века. С X века поселились вятичи.  А потом дворцовые села, а потом усадьбы Трубецких и Голицыных. Нескучный сад… Здесь же чуть не  возник в XIX веке зоопарк. Зато в 1923 году действительно возникла Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

Выставка включала немало архитектурных любопытностей. От  чего, впрочем, остались лишь фотографии, макеты и эскизы. 

 

Но выставка закончилась. А в 1928 году Моссовет принял решение устроить на территории бывшей ВСХВ «парк культуры и отдыха». Вот от  этой даты и отсчитывает нынешний ЦПКиО свою историю.

 

Об этом, самом раннем этапе ЦПКиО уже провел в этом году, в  своем музее, расположенном в арке главного входа, выставку с названием «Парк Горького. Начало».  

 

Тут нельзя не сказать о формально втором, но на самом деле первом настоящем директоре парка. Новоназначенной директрисе было в тот момент 25 лет. Звали ее Бетти Глан. 

 

Молодая команда молодого директора взялась за дело рьяно. Конечно, под высокоидейными лозунгами (для парка даже сочинили гимн, в припеве которого говорилось: «Парк – пролетарский культурный цех, парк – это цех пятилетки») – но при этом вовсе не ограничиваясь политинформациями и митингами. Духовые и даже симфонические оркестры, спорт, хоровое пение, читальные залы, театр на открытом воздухе… Ну, и архитектура, цветы, фонтаны. Все это привлекало тысячи посетителей – по архивным данным, за первые пять лет работы парк посетили 37 миллионов человек, то есть в среднем 120 тысяч в день (в выходные и праздники это число увеличивалось минимум вдвое). Что, в общем, подтверждают фотографии и кинохроника.

 

Тогда же в парке нередко выступал Максим Горький – чье имя и  было впоследствии парку присвоено.

 

Тут нельзя не сказать о дальнейшей судьбе Бетти Глан. Ее  директорство в парке оборвалось в 1937 году. Арестовали и расстреляли ее мужа, коминтерновца и секретаря компартии Югославии Милана Горкича. Бетти же пошла по  этапу. Арестовали тогда еще 39 сотрудников парка.

 

В лагерях Бетти Глан все же уцелела. Вернулась, позже написала книгу воспоминаний, где подробно рассказывает о первых годах жизни Парка Горького (в парке же эту книгу не так давно переиздали).

Интересен и вот этот документ – справка, выданная в 1956 году «вместо трудовой книжки». «Дана тов. Глан в том, что она работала в должности директора парка с  29 апреля 1029 г. по 11 декабря 1954 г…». На самом деле 17 из этих лет – лагеря и ссылка. О чем в  справке, разумеется, ни слова.

 

Нынешняя выставка на Гоголевском этим ранним этапом жизни ЦПКиО не ограничивается. Напротив, история доведена здесь до сегодняшних дней. Зрителя встречает подготовленная студентами ГИТИСа тотальная инсталляция, в которой прослеживается развитие как архитектуры парка, так и его программной составляющей. К архивным документам и фотографиям здесь добавились живопись, графика, скульптура, архитектурные планы из ГМИИ им. Пушкина, Музея архитектуры, ММСИ, Музея Москвы, Музея кино, Музея «Гараж», Музея индустриальной культуры, Центрального музея Вооруженных сил, Тульского областного художественного музея, а также частных собраний. 

 

Выставка в ММСИ на Гоголевском продлится до конца сентября. Но юбилейные торжества этим не ограничатся. С 26 августа по 2 сентября в самом Парке Горького пройдет праздничный фестиваль. Его программу обещают в скором времени разместить на сайте.  Ну, а в эфире «Эха» какие-то подробности можно будет услышать уже утром в  субботу, 18 августа.

 

Текст: Татьяна Пелипейко

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире