museum_echo

Музейные палаты

13 октября 2017

F

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 14 октября – глава департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.

 

Среди ожидаемых тем – детские программы департамента.

Все ли в курсе, например, что с 1 сентября вход в музеи и  выставочные залы, подведомственные Департаменту культуры города Москвы, стал для московских школьников бесплатным? Причем с организованными группами – классом, группой продленного дня – бесплатно может пройти и сопровождающий. Сообщение об этом пришло в самом конце лета, в последние дни каникул – так что многие могли и пропустить. Ну, а об организационной стороне дела можно будет расспросить гостя.

Второй актуальный сюжет – планы департамента по поддержке московских театров. Финансирование, строительство, ремонт, систему грантовой поддержки  – все это тоже стоит обсудить.

Ну, и иные вопросы к гостю тоже приветствуются. :)

06 октября 2017

Третьяковка и 1917-й

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 7 октября – выставка «Некто 1917» в Третьяковской галерее.

Гости передачи – кураторы выставки Ирина Вакар и Елена Воронович.

 

Третьяковская галерея открыла в здании на Крымском валу еще один новый проект (вернее два, но взаимосвязанных).

Большая выставка, именуемая «Некто 1917 год» (цитата из  Велимира Хлебникова), приурочена, как нетрудно догадаться, к годовщине небезызвестных событий. Однако здесь не стали делать экспозиции, непосредственно отражающей – тем паче отображающей – революционно-переворотные события. Вместо этого третьяковцы показали работы, созданные непосредственно в  1917 году (ну, иногда с небольшим временным люфтом в год-другой). На что глядели в этом поворотном году художники (как на этом автопортрете Александр Яковлев)?

 

«Смутное» – так назвал свою беспредметную работу 1917 года Василий Кандинский.

 

А тем временем пишет светских красавиц будущий главный портретист советских вождей Исаак Бродский.

 

Создает пейзажи с несколько фривольными купальщицами мирискусник Сергей Судейкин.

 

Гостиная в еще не подожженном имении – кисти Константина Горбатова.

 

Антично-декоративная композиция Николая Калмакова.

 

Продолжает искать колористические эффекты Константин Коровин.

 

Аристарх Лентулов тоже еще далек от своих будущих советско-индустриальных сюжетов.

 

Летят над городом влюбленные Марка Шагала. (Кандинский, Коровин, Яковлев, Горбатов, Шагал, Калмаков, Судейкин – все они совсем скоро окажутся в эмиграции.)

 

Элегантно-изломанный портрет собственной жены пишет еще один будущий эмигрант, Юрий Анненков.

 

Другая линия формалистического поиска – авангард. Казимир Малевич, Любовь Попова, Александра Экстер, Иван Клюн, Владимир Баранов-Россине – их жизненные (не эстетические) пути в дальнейшем разойдутся, кто-то уедет, кто-то останется и даже будет пытаться формировать стилистику нового искусства.

Зато на нынешней выставке этот раздел получился весьма внушительным.

 

Любопытна в этом раскладе линия натюрмортов. Илья Машков с  привычным изобилием всякой снеди.

 

Практически натюрмортом смотрится «Свадебный пир» Кустодиева. 

 

Еще чисто формальный поиск просматривается в работе Роберта Фалька.

 

Но совсем скоро натюрморт обретет и характер отображения чисто бытовой реальности. Давид Штеренберг.

 

Василий Шухаев.

 

Но так ли уж все были оторваны от реальности? Нет, интерес к  событиям вокруг был неизменен – чему свидетельством «Кафе» Николая Ульянова с  посетителями, уткнувшимися в газеты.

 

И конечно, философические размышления о стране и народе. Монументальную «Душу народа» завершает еще до основных событий 1917-го Михаил Нестеров (в конце года он напишет: «Не стало великой, дорогой нам, родной и  понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа – осталось что-то фантастически нелепое, варварское, грязное и  низкое.»).

 

Красивая пластика в «Белении холста» у Зинаиды Серебряковой. Ей позируют крестьянки, живущие близ родового имения – скоро оно будет разграблено, а художнице придется, схватив детей, бежать оттуда.

 

«Божьи люди» Владимира Кузнецова.

 

Цикл «Расея» создает Борис Григорьев (через пару лет он  бежит из новой России с семьей через Финский залив).

 

Еще один представитель народа у Леонида Чупятова.

 

Совсем скоро напишет своего «Большевика» певец купеческих чаепитий Борис Кустодиев.

 

И совсем другой «Большевик» у классика, Ильи Репина.

 

Сам Илья Ефимович, оказавшийся после революции на территории Финляндии, несмотря на все уговоры и визиты официальных лиц, в СССР не поедет. С ним останутся и дети. Один из них, Юрий, тоже художник, напишет в эмиграции автопортрет с сыном Дмитрием (домашнее прозвище – Дий).

 

Внук Ильи Репина Дий, как многие, оказавшиеся в эмиграции в юном возрасте или даже там и родившиеся, проникся интересом к Советскому Союзу. В конце концов решил перейти в СССР через финляндско-советскую границу на лыжах. Да там и  сгинул.

 

Выставка велика и подробна, в ней почти полтораста экспонатов из двух с лишним десятков музеев и ряда частных собраний. И над всем этим – голова статуи Свободы работы Николая Андреева (стояла, между прочим, напротив Моссовета там, где сейчас – Юрий Долгорукий. В начале сороковых «Свободу» разрушили как устаревшую. В экспликации сказано «фрагмент поступил в  Третьяковскую галерею». За этим легенда: хрупкие третьяковские дамы просто погрузили уцелевший фрагмент на санки и потащили на себе с Тверской в  Замоскворечье…)

 

Андрееву (автору, кстати, и первого, не «от советского правительства» памятника Гоголю) придется в дальнейшем упорно трудиться над «Ленинианой». Однако ГТГ располагает множеством его ранних работ – чему посвящена открывшаяся в  Инженерном корпусе выставка «Кем вы были до 17-го года?», и о ней обязательно надо будет поговорить отдельно.

Ну, а на Крымском валу одновременно с «1917-м» открылась и  выставка «Ветер революции. Скульптура 1918–1930-х годов». В зале скульптуры, и  тоже весьма любопытная (тоже стоит представить подробно).

 

Обе эти выставки надолго – практически до середины зимы.

 

Остается добавить, что Третьяковка вообще стартовала в  осеннем сезоне очень активно. На том же Крымском валу – еще и основной проект Московской международной биеннале, и продолжающаяся последние дни выставка современных московских скульпторов (о ней подробнее здесь).  В Инженерном корпусе, кроме скульптур Андреева, представлена Москва в живописи (а скоро еще откроется и в графике). Словом, за одну передачу всего, наверно, и не обсудить. :) 

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 30 сентября – китайский художник Цай Гоцян и его выставка в ГМИИ им. Пушкина.

Гость передачи – куратор выставки Александра Данилова, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX – XX  вв.

 

Фасад ГМИИ им. Пушкина принял сейчас несколько необычный вид. Точнее, его вообще почти не видно за инсталляцией Цая Гоцяна, чья выставка проходит в главном здании музея.

 

Инсталляция составлена из деревьев и… детских кроваток, колясок и колыбелек. Летом их специально собирали по Москве для этого произведения.

 

Не менее необычен и вид большого зала с колоннадой.

 

В центре его – инсталляция «Земля», и она действительно составлена из стеблей растений.

 

Ну, а чтобы лучше разглядеть рисунок, стоит поднять глаза к  потолку, временно ставшему зеркальным.

 

Это, впрочем, с точки зрения технологии нам понятно. А вот  два больших панно по сторонам зала – что это? Вроде бы живопись. Но экспликация гласит: холст – и не масло, не акрил, не темпера, а… порох!

 

Но прежде чем мы перейдем к разговору о технологии, посмотрим, с чего автор начинал.

 

Да, вот именно. Вполне академичная живопись, причем не в традиционном китайском, а в европейском стиле (чуть ли не подражание Левитану).

Ну, а со временем автору пришла в голову мысль использовать для создания своих произведений пиротехнику. Живопись это или перформанс? С  одной стороны, для создания своих работ автор использует трафареты. С другой, эффект горения пороха – то есть взрыва – никогда не может быть до конца предсказуем. Ну, а сам, процесс, разумеется, зрелищен.   

 

И вот, кстати, автопортрет художника.

 

Поклон Малевичу – черный квадрат.

 

И вот одна из больших композиций для московской выставки – «Река» – исполнена как раз в этой манере. В основе изображений – старые фотографии из советских газет.

 

Ну хорошо, это все черно-белые работы, скажет зритель. Но уж цветные-то – наверно, обычная живопись?

 

Представьте, нет. Как именно автор умудрился соединить порох с пигментами – его собственное ноу-хау (нет, все-таки порох, наверно, действительно изобрели в Китае). Вот работа еще экспериментальная.

 

А вот и композиции для Москвы.

 

Хроника изготовления (дело происходило на ВДНХ).

 

В залах ГМИИ представлена и видеодокументация процесса.

 

Ну, а посмотреть выставку в ГМИИ им. Пушкина можно будет по  12 ноября.

 

 

 

Текст: Татьяна Пелипейко

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой ГМИИ.

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 23 сентября – директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова.

 

 

Московский дом фотографии (он же МАММ, то есть Мультимедиа арт музей) открыл осенний сезон весьма бодро – сразу полудюжиной выставок.

В качестве хедлайнера заявлен Константин Бранкузи «скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду», как подчеркивают организаторы.

 

Любопытный персонаж не менее любопытного парижского периода первой половины ХХ века, румын Константин Брынкуш перебрался в Париж в  достаточно юном возрасте с намерением продолжить здесь обучение. Однако пообщавшись некоторое время с Роденом, заявил что-то вроде «в тени большого дерева ничего не растет» и стал вырабатывать собственную манеру. Офранцузился (о чем свидетельствует и произношение фамилии), но не отказался от строго индивидуального пути. В Москве вещи, которые сам автор завещал Французской Республике с условием их музеефикации, пробудут до начала ноября. Помимо скульптур тут немало графики, фотографий и видеоматериалов.

 

В фотографической части тоже есть знаменитое имя: «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946». Это до середины декабря, и представлять автора нет необходимости. А вот даты, что в названии, важны: это его ранний этап, освоение языка фотографии.




 

Не менее интересной оказалась и другая фотографическая экспозиция – Марио Джакомелли, «Поэтика ландшафтов». Этот автор снимал большей частью итальянскую провинцию, а в его композиции – ярко выраженная геометричность.

 

Там же, в МАММ – Никита Алексеев, на этот раз не с графикой, а с живописными работами. Впрочем, узнаваем он в любом случае. Очень рекомендуется не пропускать, а прочитывать авторские комментарии к работам – это своего рода микропритчи. Ну, а в манере этих работ много пуантилизма – привет от автора Жоржу Сёра.

 

Еще фото: Александр Стешанов, ретроспектива (по 8 октября, автор же долгое время трудился на «Известия», причем снимал не только официальные мероприятия, но и вообще все, что попадалось под объектив).

 

Ну и проект совершенно неожиданный – «Индустриальный мир. Коллекция Челябинского трубопрокатного завода» (sic!).

 

Коллекция вышла настолько внушительной, что пришлось делать ковровую развеску. А по части имен авторов зрителя ждут неожиданности. Вот, например, Аристарх Лентулов, изобразивший «котельщиков Керченского металлургического завода им. Войкова».

 

Екатерина Зернова (ученица Машкова и Шевченко) в 30-х годах потрудилась в Магнитогорске.

 

А вот уже 50-е, а там и 60-е. Александр Лабас.

 

Иосиф Рубанов.

 

Владимир Лаповок.

 

Моисей Фейгин.

 

Наталья Свободова.

 

А дальше в той же коллекции появляются и авторы современные.

 

Короче, как вы понимаете, есть о чем Ольгу Львовну расспросить.

 

Текст: Татьяна Пелипейко.

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой МАММ.

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 16 сентября – эксперт Музея Международного нумизматического клуба Богдан Берковский.

 

 

Начнем с того, что здание, в котором располагается музей – само по себе, можно сказать, музейный экспонат. Это так называемые палаты Зиновьевых-Юсуповых, палаты XVII века, которым повезло а) не оказаться снесенными и б) с  реставрацией. О чем подробно написано на сайте «Архнадзора», что любопытствующим и рекомендую. 

Ну, а в отреставрированном здании поселился Международный нумизматический клуб.

 

В 2015 году было объявлено о создании в клубе музейной экспозиции. В ее основе – частное собрание Вагита Алекперова.

 

Несколько изображений экспонатов с сайта музея и его странички в  Фейсбуке.

 

Посещение музея возможно в составе экскурсий. Ну, а  подробности как раз можно будет выяснить у гостя эфира.

 

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 9 сентября – выставка китайской живописи гунби в Москве.

Гости передачи – советник по культуре посольства КНР в  Москве Гунн Цзя Цзя , президент московского клуба любителей китайской живописи гунби в Москве Юлия Толмачева, художница Ольга Алексеева.

 

О чем, собственно, речь?

Среди нынешних московских художников мы знаем как приверженцев «контемпорари арт», так и сторонников давно вышедшего из моды академизма. Это, в обоих вариантах, дело для московского зрителя уже привычное. Но  неожиданно обнаруживаются тенденции более экзотические.  

 

О чем, собственно, идет речь? О традиционном китайском стиле живописи «гунбм», что с китайского переводится как «тщательная» или «прилежная» кисть. Этот стиль зародился в Китае примерно две тысячи лет назад, а расцвета достиг в VII-XIII веках нашей эры. Отличается он четкими контурными линиями..

Ну так вот, на выставке в Центральном доме художников представлены большей частью не традиционные китайские живописцы, а вовсе даже  москвичи (большей частью москвички, на самом деле). Здесь более шестидесяти работ российских авторов, работающих в «китайском» стиле. И коль скоро стилистика это скорее декоративная, мы видим, соответственно, пейзажи, цветочки, птичек и даже котиков.

 

Впрочем, есть на выставке в небольшом количестве и работы собственно китайских художников. Участницы московской экспозиции их, понятно, старательно фотографируют, дабы вдохновляться в дальнейшем. 

 

Ну, а о том, что представляет собой стиль гунби – допрашивайте непосредственно гостей передачи. От себя же скажу: любое хобби, даже так называемое «дамское рукоделие» — вещь для приверженцев вполне позитивная.  :)

А фестиваль китайского искусства в ЦДХ, как нам обещают, продлится по 24 сентября. И возможно добавление других работ собственно китайских авторов.

 

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 2 сентября – директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.

 

В Музее Москвы открылась выставка «Любимов и время. 1917—2017. 100 лет истории страны и человека».

 

Действительно юбилейная (к столетию со дня рождения), но отнюдь не дежурная. Выставка крепко и по-театральному выстроена. Весь центральный неф большого зала предстает как череда инсталляций, очень лаконично символизирующих знаковые спектакли «Таганки» (тут же и свет, и звук, а иногда еще и движение предметов).

 

Две боковых анфилады отданы истории, и тут на больших стендах, с вкраплениями фото и видео, представлена действительно история (поделенная для удобства на десятилетия): вот что происходило тогда в стране, а вот что делал тогда Юра – Юрий – Юрий Петрович.

 

Ну, и тут же очень немного личных вещей – также знаковых, как небезызвестный любимовский фонарик. Как объяснял сам Юрий Петрович, с его помощью он подавал из зала сигнал актерам на сцене: красный свет – «глаза бы мои не смотрели!», белый – «нет должного темпа, подтянитесь», зеленый – «ничего, прилично».

 

Выставка продлится почти до конца октября.

 

А вот на выставку «Тайны московских подземелий» — по итогам очередного сезона археологических раскопок – желающим стоит поспешить: она запланирована только по 5 сентября включительно. Впрочем, может быть, продлят?

 

А вот что уже продлили, почти до конца сентября – это любопытную выставку «Москва глазами иностранцев». Книги, произведения изобразительного искусства, а также рассказ о  собственно «московских иностранцах» – их и в давние времена бывало немало.

 

Ну, а о других планах Музея Москвы расспрашивайте его директора.

25 августа 2017

Ночь кино в Москве

2812960  Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 26 августа – глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

Тема передачи – акция «Ночь кино». 

Были у нас «Ночь музеев», «Ночь библиотек» – теперь еще и  «Ночь кино». Впрочем, в Москве она проходит уже не в первый раз, а во второй – так что можно посчитать началом еще одной традиции.

Программа рассчитана на два дня – 26 и 27 августа.

Главной сценой в этом году решили сделать внутренний двор Музея Москвы – там по такому случаю будет сооружен киноконцертный зал под открытым небом (это, надо полагать, рассчитывали на хорошую погоду…). Здесь среди прочего запланирован, в память об актере Алексее Баталове, показ фильма «Летят журавли». Будут и собственные премьеры – музей покажет фильм «Москва в художественных образах», основанный на собрании живописи и гравюр Музея Москвы. Запланирован квест «Москва и кино», а также тематические экскурсии. Расписание муроприятий в Музее Москвы смотрим здесь.

В целом же московская программа гораздо шире – 127 мероприятий на 80 площадках. Подробнее – здесь (имейте в виду, что на некоторые события нужна предварительная регистрация).

 

Гость передачи «музейные палаты» в субботу, 10 августа – генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.

 

Какие выставки открыты сейчас в ГИМе? В выставочном корпусе скоро завершится экспозиция «За други своя», посвященная балканской войне 1877-78 годов.

 

Интересный раздел этой выставки – работы художников, многие из которых, как Верещагин, бывали непосредственно на месте событий. Об этом подробнее – здесь

 

Еще из действующих выставок: виды старой Москвы в акварелях. Это, понятно, в приближении Дня города.

 

А также «Покорение Енисея в графике шестидесятников» (было время, когда художники по таким поводам ездили в «творческие командировки» за  госсчет).

 

Наконец, мультимедийная экспозиция «Чудеса России» – виды наиболее знаменитых достопримечательностей.

 

Что впереди? Музеем уже заявлена экспозиция к столетию революции 1917 года, а также выставки, посвященные русским генералам эпохи наполеоновских войн и казачеству.

Что еще в планах? Об этом как раз можно будет расспросить директора музея.

 

(Текст: Татьяна Пелипейко)


Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 12 августа – выставка «Музыка на костях», открывающаяся в Музее современного искусства «Гараж».

Гость передачи – сокуратор выставки с российской стороны Екатерина Лазарева.

 

 

«Музыка на костях» – это история из 40-х — начала 60-х, большинству ныне живущих известная только по описанию. А речь о  «домагнитофонной» эпохе неофициальной звукозаписи. Записи кустарной? Это будет не совсем верно: вокруг сложилась тогда целая – пусть не вполне легальная, а то и совсем нелегальная – индустрия.

Это была запись музыки на рентгеновской пленке – а поскольку пленка зачастую применялась уже использованная в медицинских целях, то на такой пластинке действительно могли просвечивать чьи-то ребра. Отсюда и название. Впрочем, можно усмотреть в нем и определенную символику, а в самих полупрозрачных пластинках с туманными силуэтами – своеобразную «случайную» эстетику.

Что именно записывалось? То, что не выпускалось официальной фирмой «Мелодия». Западный джаз и рок-н-ролл, а также эмигрантская музыка, цыганщина, даже блатные песни. «Рентгеноиздат» тиражировал таким образом запрещенную культуру. Продержался же до появления катушечных магнитофонов – тогда переписывать музыкальные записи каждый мог уже на дому.

 

Проект «Гаража» международный – основанный во многом на  британском X-Ray Auio Project. (Что, конечно, должно заставить задуматься – почему фактом собственной истории звукозаписи раньше заинтересовались зарубежные исследователи?) В экспозиции будут представлены предмет и документы соответствующей эпохи. Запланирована также программа публичных мероприятий, среди которых – круглый стол и кинофестиваль, посвященные проблеме культурных запретов.

Выставка в «Гараже» откроется 14 августа.


 

 Источник изображений:

Photo: Paul Heartfield

Сourtesy X-Ray Audio, London

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире