Дмитрий Холодов мой ровесник.
Точнее, был им до 17 октября 1994 года, после чего остался навсегда 27-летним. Многие думали, судя по его критическим публикациям о российской армии, что сам он никогда не служил. А он, на самом деле, после школы пошел в армию и служил не где-нибудь, а в морской пехоте. После армии окончил Московский инженерно-физический институт, работал инженером в подмосковном ЦНИИ точного машиностроения – многие известные журналисты пришли в журналистику не с журфака.
В августе 1992 года стал корреспондентом газеты «Московский комсомолец». Писал о современной российской армии, побывал во многих тогдашних «горячих точках». Все время думаю, что бы он писал о чеченской войне, если бы дожил до ее начала…

Почему-то мне кажется, что Дима вместе с Анной Степановной Политковской писал бы о человеческих судьбах на этой войне и о наших горе-военноначальниках, приносящих простым людям это самое горе без кавычек, а не про «восстановление конституционного строя»...

В 1993-1994 году Холодов опубликовал несколько статей разоблачительного характера о тогдашнем министре обороны России Павле Грачеве.
Журналист обвинил министра в причастности к коррупционному скандалу в Западной группе войск и намекнул, что машина министра куплена на нетрудовые доходы. Грачев не раз упрекал подчиненных в том, что они не могут воздействовать на авторов оскорбительных, с его точки зрения, публикаций. По указанию Грачева Холодова перестали пускать на пресс-конференции, брифинги и иные официальные встречи министра обороны со СМИ.

Выступая в передаче Владимира Познера «Мы», Грачев назвал Холодова «внутренним врагом».
Так вышло, что я тоже была на съемках этой самой программы. И эти слова министра слышала своими ушами. И потом, кстати, специально ходила к следователю давать на эту тему показания. Потому что 17 октября 1994 года Дима Холодов был убит. В своем кабинете в редакции «МК» он открыл дипломат, в который было вмонтировано взрывное устройство.
На Диминых похоронах редакция «МК» распространяла свой специальный номер – на разворот напечатано веселое Димино фото, он там по-моему, пытается не засмеяться. Под фото подпись «Убит в Москве при исполнении профессионального долга». С того осеннего дня этот фотопостер так и висит у меня за спиной над моим столом 16 лет. За прошедшие годы к нему только подклеились новые фотографии: Старовойтовой и Политковской.

На судебном процессе по делу об убийстве Дмитрия Холодова гособвинитель Ирина Алешина попросила экс-министра прокомментировать эпизод записи программы Владимира Познера «Мы», когда Грачев назвал Холодова «внутренним противником».
Грачев (он пришел на суд), как пишет «МК», охнул: «Может, не стоит об этом в присутствии родителей?». Но Юрий и Зоя Холодовы, родители Димы, сказали: «Ничего, мы выдержим». Грачев подробно рассказал, как он готовился к той передаче, не утаив, что был недоволен приходом Дмитрия Холодова в студию. Но при этом не смог припомнить, называл ли он Холодова внутренним противником.

Гособвинитель: – Отдавали ли вы приказ разобраться с Холодовым?
Грачев: – Во-первых, в слове «разобраться» я не вижу ничего криминального. Во-вторых, я не давал команду, а требовал разбираться с любым журналистом по каждой статье, написанной не в пользу армии. Разобраться – это значит найти истину и найти тот источник, откуда черпалась вся эта чернуха.
Гособвинитель: – Каким образом должно было происходить это разбирательство?
Грачев: – Встреча с журналистом и узнать, откуда у него эта информация.
Гособвинитель: – Заявляли ли вы публично: «Жаль, что десантники не могут заткнуть рот этому писаке» (имеется в виду Холодов)?
Грачев: – Я не помню, может, и говорил.

В 2005 году суд оправдал предполагаемых убийц Дмитрия Холодова.

...На самом деле, я вспомнила Диму Холодова на контрасте.
Не могу себе представить, чтобы он мог бы себе позволить написать что-то подобное тому, что написал в феврале 2006 г. Кашин про несчастного Андрея Сычева, ставшего инвалидом по вине армии. Собственно про Андрея Сычева Кашин сказал мельком, в двух абзацах, походя, озаглавив, однако свою публикацию «горячим» по тому времени заголовком и подведя читателя к нехитрой мысли о том, что все «громкие жертвы», о которых говорит оппозиция или пишет пресса (не важно, чешская, украинская или российская) – суть сфабрикованные фальшивки и чьи-то грязные происки…

Был ли Сивяков «черпаком» или «дедом», Диме Холодову не пришло бы в голову оправдывать армейскую дедовщину, играя не просто словами – чувствами беззащитных живых людей – не только самого Андрея, но и Галины Павловны, его мамы, сестры Марины, читавших тогда все публикации про сына и брата…

Не буду обсуждать и пассаж про Людмилу Николаевну Зинченко, председателя ассоциации солдатских матерей Челябинской области. Я (в отличие от Кашина) знаю ее двадцать лет, и понимаю, что это следователи могут от нее «трусливо скрываться», но никак не наоборот, но после драки кулаками не машут – не знаю, ответила ли Людмила Зинченко тогда на эту кашинскую публикацию. Если нет – то жаль.
Речь, однако, о другом.

У Димы Холодова, которого я вспоминаю сейчас особенно остро, были внятные моральные принципы, было понимание того, что между «обиженным» солдатской матерью министром обороны и покалеченным призывником журналист обязан защищать призывника, что при таком выборе надо поддерживать того, кто априори – слабая сторона, чьи возможности даже не приближаются к государственным, — чтобы у жертвы был хоть один шанс.

Многие журналисты, политики, и просто читатели, совершенно, не разделяя взглядов Олега Кашина, поддерживают его сейчас именно из тех же принципов.
Чтобы у него, Олега Кашина, был шанс.

И чтобы этот шанс на возможность жить по правде и работать свободно был у всех, вне зависимости от близости к власти, толщины кошелька или родственных связей.

К сожалению, Диме Холодову этот шанс дан не был.
Вечная, тебе, Дима, память.

Комментарии

32

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

niknikniknik 09 ноября 2010 | 17:32

"И чтобы этот шанс на возможность жить по правде и работать свободно был у всех, вне зависимости от близости к власти, толщины кошелька или родственных связей".
ППКС! Сильно написано, спасибо.


mright Вероника Марченко 09 ноября 2010 | 17:56

Да, мне не за что
Спасибо Холодову, Щекочихину, Политковской...


evseev_michail 09 ноября 2010 | 17:51

Вероника, спасибо большое. Всё правильно написали.


mright Вероника Марченко 09 ноября 2010 | 17:56

Спасибо!


09 ноября 2010 | 17:57

Спасибо за материал


mright Вероника Марченко 09 ноября 2010 | 19:05

Спасибо.


andressh 09 ноября 2010 | 18:38

Спасибо за Вашу человечную позицию. Это стало редкостью. После просмотра на Эхе обсуждений, связанных с последними избиениями журналистов, все больше удивляюсь холодному цинизму, с которым люди смакуют подробности пыток и преступлений отморозков. Такое ощущение, что блоги превратились в гестаповскую "ленинскую комнату", где проходят диспуты "кого нужно было сжечь в печи, а кого отравить угарным газом". Еще раз спасибо за Вашу память о Диме и об очередном напоминании,что мы - люди.


mright Вероника Марченко 09 ноября 2010 | 19:04

Спасибо.


alanor357 09 ноября 2010 | 19:09

Спасибо, Вероника!


mright Вероника Марченко 09 ноября 2010 | 19:39

Привет, и спасибо!


09 ноября 2010 | 20:14

Некрасиво написал журналист о Сычёве.
Не буду морализаторствовать, что как аукнется, так и откликнется.
Будь так - наступило бы Царство божье, и Ваша работа не потребовалась бы.

Пристрастно отношусь к ровесникам, смотрю, как они выстраивают жизнь, как много среди них талантов и просто замечательных людей.
Даже на этой странице - Быков, Вы, не дошедший Холодов.

Вероника, вот и меня настиг жареный петух, пришла повестка только отметившему 18-летие сыну-студенту.
Скажите, если знаете, а есть ли "белый" список мест, куда можно отдать ребёнка без особой боязни?
Отмазок никогда не собирали, хоть поводов и было предостаточно.
На московских улицах искалечить могут с не меньшей вероятностью, чем в армии, били и грабили ВСЕХ однокашников сына.
Завтра он идёт в военкомат, вряд ли его загребут прямо там.
Буду благодарен, если подскажете, где можно всё-таки служить, а не просто выживать.
С уважением.


eliza_liza 09 ноября 2010 | 23:18

lukashevich
Сочувствую. Разве можно выбирать ,где служить? Лучше откупитесь. Удачи!


09 ноября 2010 | 23:39

Спасибо, Лиза.
Взяток не даём, дело принципа.
А от судьбы вообще не откупишься.:-))


eliza_liza 10 ноября 2010 | 00:53

lukashevich
Дети дороже всех принципов. Армия ,извините,-это не смешно.


10 ноября 2010 | 09:12

А что смешно?
Повторю, что Москва очень криминальный город, что ВСЕ однокашники сына были ограблены или избиты /иногда и то, и то/, что конкретно за моим сыном два года назад, как в кине, гонялся на машине обдолбок, которому хотелось задавить пешехода - любого.
И оч.хорошо, что попался мой, сумевший перевалиться через капот и обойтись ушибом ноги - женщину с ребёнком, с сумками, пожилого человека ненормальный убил бы.
На дорогах настоящая война, в которой гибнут и калечатся молодые.
Летом погибла однокурсница сына, замечательная девочка, единственный ребёнок в семье - несчастный случай в походе+та скорая помощь, что имеется в области - практически никакая, даже носилок не было, а в больнице из лекарств - койка и ртутный градусник.
Друга сына, студента МАИ, грабили местные менты.
Можно подумать, жизнь в Москве гарантирует какую-то безопасность.
Живём, кстати, не на отшибе, а довольно престижном районе.
Что тогда творится по окраинам - и задумываться не хочу.


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 09:23

Сына надо любить больше чем власть
Странная, Вячеслав у Вас логика: вместо того, чтобы постараться (пусть вопреки всему) предпринять все зависящие от Вас меры (не важно, большие или малые, эффективные или нет - хоть какие-то! ), чтобы сын был здоров, жив и счастлив, Вы рассуждаете так, будто он Вам посторонний: ну, всё равно вокруг криминал, ну, терпи сынок...
Нет ни малейшей доблести или принципиальности в том, чтобы лечь, поднять лапки вверх и сдаться на милость обстоятельств. И у Вас не будет никаких оправданий как у родителя, если по Вашей лености, трусости или глупости, сын станет инвалидом. Уж простите, за сугубое IMHO.


10 ноября 2010 | 09:56

Вероника, я опять-таки не Вячеслав.
По-Вашему, доблесть - это ховаться до 27 либо 30 лет, вздрагивать от звонка в дверь и прятать сына в подполе?
Ещё раз - инвалидом и покойником можно стать прямо за входной дверью.
Нанимать сыну секьюрити?
Бегать и искать, кому и какую взятку сунуть?
Для получения законной отсрочки сын поступил в государственный ВУЗ на бюджет.
Тоже без взяток.
Если ВУЗ не может сейчас отстоять своего студента, то я отпущу сына служить, хоть бы Вам и казалось это трусостью, леностью и глупостью.


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 11:40

Есть альтернативная служба, если Вы не в курсе
Ваш профайл говорит, что Вы Вячеслав, но как скажете.
Сын - Ваш, и последствия ваших совместных решений, тоже будут - Вашими, так что, что кажется мне - не имеет значения. Вам, а не мне потом радоваться встрече или кричать на могиле (простите, специфика работы).
Что касается сути вопроса, то, Вы почему-то забыли совершенно о возможности пройти альтернативную службу. Нам например, почту носят ребята-альтернативщики. Ночуют дома, имеют выходные дни, просто работают энное количество времени практически забесплатно (мизерная оплата) на благо государства в соцсекторе. Чем это не служба для Вашего сына?..


10 ноября 2010 | 12:03

Он прыгает с парашютом, великолепно стреляет из винтовки и неплохо из автомата, много лет занимается каратэ и предпочитает, раз уж так получилось, служить, а не альтернативничать. По-любому, что там нам светит, выяснится у3же вечером.


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 12:18

Надеюсь, он никого не убьет


10 ноября 2010 | 12:22

Так он же не в милицию идёт. Спасибо, Вероника, Вы мне рассказали всё, что могли рассказать.


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 12:33

И что? От того, что он идет не в милицию, у него, Вам кажется, меньше возможностей кого-то убить?..
И что? От того, что он идет не в милицию, у него, Вам кажется, меньше возможностей кого-то убить?..


sharonovnew3 10 ноября 2010 | 13:07

Вероника, а без смертоубийства никак нельзя?


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 15:41

Мужики, забор, оружие
..вряд ли... :(


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 09:11

Увы
Нет, Вячеслав, увы, таких мест не существует, потому как не место красит человека, а человек - место. Невозможно угадать, где сейчас служит нормальный командир и не уволиться ли он к чертовой матери, когда в эту в\ч придет именно Ваш сын.
Невозможно угадать, окажутся вместе с Вашим в одной роте отморозки и сколько их будет. И т.д. Понимаете?
То есть "белость" мест сейчас - увы, исключение, "пятна", которые поддерживаются усиолиями конкретных людей в общей серо-черной системе. :(


10 ноября 2010 | 09:18

ОК, если повезёт - поставим первый белый флажок на карте.
Спасибо за ответ, хотя Вячеслав - это г-н sharonovnew3.


sharonovnew3 10 ноября 2010 | 13:30

Да, Вероника, Вячеслав это я, Ваш давний оппонент..
И к моему глубочайшему сожалению мне из своего семейства и в армию то некого послать!
Три дочери - одна другой краше...


marina_h Марина Херриотт 09 ноября 2010 | 20:33

Грачев: ... Разобраться – это значит найти истину и найти тот источник, откуда черпалась вся эта чернуха.
Те же принципы разборок наблюдаются и сейчас: недавний визит в офис редакции The New Times после статьи "Рабы ОМОНа".

Спасибо, Вероника! Моё к Вам огромное уважение!


sharonovnew3 09 ноября 2010 | 21:30

Хай, Марина! Раскраску Бушевскую не приобрели ещё? А то поделились бы перлами...


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 09:13

Спасибо, Марина!


tatiana_shabaeva Татьяна Шабаева 10 ноября 2010 | 07:19

Спасибо, Вероника. Ваша статья понравилась мне больше, чем все другое, что я читала на эту тему.


mright Вероника Марченко 10 ноября 2010 | 09:13

Спасибо!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире