3126219

ВДНХ снова переживает значительные перемены. Несколько лет главный выставочный комплекс России находится на глобальной дорогостоящей реконструкции и, судя по всему, будет еще долго.

Заявленная цель капитального обновления территории — сделать ее одной из ярчайших достопримечательностей Европы. Тем не менее около половины всего выставочного комплекса открыто для посетителей и даже во время строительных работ имеет колоссальную годовую посещаемость. Что-то пока еще под строительными лесами, часть ВДНХ уже открыта после реставрации, а отдельные места еще только ожидают ремонта и находятся в позапрошлом десятилетии.

Славься, Родина обильная


К сегодняшнему наполовину обновленному облику ВДНХ шла несколькими ключевыми этапами. К 20-летию Октябрьской революции Сталин и окружение желали продемонстрировать миру успехи коллективизации. Для выставки планировалось несколько площадок, причем нынешняя первоначально отвергалась как неудобная. Выставка должна была включать следующие разделы:

  • социалистическая реконструкция сельского хозяйства и победа колхозного строя;
  • социалистическое сельское хозяйство республик, краев и областей;
  • совхозы;
  • механизация и электрификация сельского хозяйства;
  • зерновые и технические культуры;
  • социалистическое животноводство;
  • показ народного творчества и массовой художественной самодеятельности.

Вскоре к программе добавили павильоны Украинской ССР, Белорусской ССР и другие. Увы, организации мероприятия помешал сталинский террор 1937 года. Несколько ключевых народных комиссаров (министров) и участников выставочного комитета были сначала арестованы, потом расстреляны. По иронии среди формулировок сфабрикованных обвинений было «вредительство на строительстве сельскохозяйственной выставки».

Комплекс ВДНХ был торжественно открыт 1 августа 1939 года. С приветственной речью к собравшимся выступил Молотов. В завершении торжественной части была исполнена новая песня «Славься, Родина обильная», специально к открытию написанная композитором Исааком Дунаевским.

Выставка была закрыта в 1941 году из-за войны. Современный вид комплекс приобрел во время полномасштабных преобразований в начале 1950-х. Именно тогда были установлены самые яркие павильоны в стиле сталинский ампир (включая колоссальное здание, ныне известное как павильон «Космонавтика и авиация»).

В период оттепели и застоя 1960–1985 годов ВДНХ пополнялась новыми достижениями советской индустрии (в первую очередь космонавтики), а после распада СССР пришла в упадок. Большая часть экспозиции была ликвидирована, многие павильоны превратились в склады или площадки для коммерческой торговли. Кое-что, например спутники и самолеты, вообще было пущено на металлолом. По выражению управляющего одной из компаний-инвесторов нынешней реставрации, «ВДНХ устарела — это была старомодная штука, где торговали чебуреками. И с этим надо было что-то делать».

Реконструкция



С 2014 года происходит колоссальная реконструкция всей территории, вложены миллиарды. Амбиция властей — превратить ВДНХ в достопримечательность не просто всероссийского, но мирового масштаба. Большая часть комплекса нуждалась в восстановлении. Многие элементы, включая фонтаны, не реставрировались никогда прежде. Этой зимой мэр Собянин заявил, что ВДНХ стала самым посещаемым местом в городе. Посещаемость планируют увеличить с 30 млн человек в год до 45 млн.

ВДНХ будет разделена на семь зон: Центральная аллея с выставочным пространством «Музейный город», парк аттракционов, образовательный комплекс «Парк знаний», ландшафтный парк, парк ремесел, зона «Экспо» и парк «Останкино». Некоторые павильоны уже открыты, среди них исторический парк «Россия — моя история», павильон «Космос», Политехнический музей и др. Основную часть территории комплекса займут парки: парк ВДНХ (87 га) и «Останкино» (82 га). Парк ВДНХ будет включать в себя пять природных зон. Через оба парка будет проходить большая прогулочная полоса. Помимо пешеходов она будет доступна для общественного транспорта и велосипедистов.

Лучше передвигаться на колесах


Даже невзирая на масштабные реставрационные работы, на ВДНХ есть что посмотреть и чем заняться. Но нужно понимать, что площадь большая, пешком обойти всю территорию за короткое время непросто. Так что если есть желание увидеть побольше за один день, лучше взять напрокат что-нибудь с колесами.

К счастью, парк предлагает массу возможностей взять напрокат средства передвижения, от велосипедов и роликов до более экзотических. Вот, к примеру, что предлагает пункт проката при входе в парк «Останкино»:

  • гироскутеры — 300 руб./15 мин;
  • велосипеды — 300 руб./1 ч;
  • веломобили — 400 руб./20 мин;
  • сегвеи — 500 руб./15 мин;
  • электромашинки — 200 руб./15 мин;
  • электросамокаты — 1000 руб./30 мин.

Павильоны как произведения искусства

Хотя большинство павильонов ВДНХ закрыто для входа из-за реконструкции, на многие из них стоит хоть раз взглянуть снаружи, лучше подробно. Многие — настоящие шедевры советской архитектуры сталинской эпохи. Непревзойденная по качеству детализация, проработка декора, скульптурные композиции превращают некоторые павильоны в ювелирные предметы роскоши, увеличенные до размера здания.

Вот мой небольшой архитектурный топ-лист ВДНХ:

  • Павильон №1 «Центральный» 1954 г., архитекторы — Ю. В. Щуко и Е. А. Столяров.

Павильон №1 спроектирован как идеологический центр и одновременно врата выставочного комплекса, архитектурная доминанта ансамбля площади Колхозов. В настоящее время здание на реконструкции.

Павильон выполнен в неоклассическом стиле и имеет сходство с центральной башней здания Адмиралтейства в Петербурге. Архитекторы использовали приемы, пригодившиеся при проектировании Дворца Советов — ступенчатая композиция с упором на восприятие с дальней дистанции. На фасаде были установлены герб СССР и 16 медальонов с гербами 16 союзных республик, существовавших на момент 1954 года.

  • Павильон №34 «Космос» (бывший «Механизация») 1939 и 1954 гг. Архитекторы — И. Г. Таранов, В. С. Андреев, Н. А. Быкова.
    Скульптуры и барельефы — С. Д. Меркуров.

Павильон «Космонавтика и электрификация», пожалуй, самое выдающееся сооружение на ВДНХ по масштабу, инженерии и архитектуре. Это одна из вершин не просто сталинского ампира, но и всего советского искусства во времена постройки. Высота стеклянного купола — 75 метров. Уровень детализации и декора, скульптурные композиции превосходят все павильоны ВДНХ вместе взятые. Автор большинства скульптур — советская легенда Сергей Меркуров. Скульптор получил заказ всего за месяц (!) до открытия в 1939 году. Другие кандидаты, включая еще одну легенду соцреализма Мухину, не взяли заказ из-за невозможных сроков. Чтобы уложиться к открытию, Меркуров заставил десятки студентов и работников жить в павильоне безвылазно в казарменных условиях, зато полностью отказался от гонорара в пользу своих подчиненных.
Здание, известное сейчас как павильон «Космос», неоднократно меняло название и экспозицию. В 1954 году «Космос» назывался «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Как тогда, так и сейчас это сооружение — самое крупное и сложное во всем комплексе ВДНХ. Выставки были в основном посвящены машиностроению: среди экспонатов появились детали гигантских паровых турбин, прокатные станы и макеты мартеновских печей. В 1990-х здание пришло в упадок — выставочные стенды заменили коммерческие киоски с цветами. В 2016-м мэр объявил о масштабной реставрации павильона и его перестройке в музейный комплекс «Космос». В 2018-м павильон был открыт публике.
Читать продолжение на Москвич Mag


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире