Сергиево-Посадский музей-заповедник открыл выставку «Восток далекий и близкий. Произведения турецкого и иранского искусства». Проходит она в историческом здании ризницы, то есть непосредственно на территории Троице-Сергиевой лавры.  

 


 

Конечно, возникает вопрос: что вообще делает искусство Востока в собрании русского монастыря?

На самом деле все просто. Дето в том, что так называемые «вклады» в монастыри – то есть дары как официальных, так и частных лиц – вообще могли представлять собой все что угодно, лишь бы предмет был красивым и дорогим. Но есть и еще одно обстоятельство: на самом деле такие ткани, как шелк и бархат, на Руси долгое время не производились и были только привозными. В том числе из Турции и Ирана. И как раз эти яркие узорчатые ткани использовались, например, для священнических облачений.

 


 


 

Любопытно, что вышивка оплечья, сделанная русскими мастерицами XVII века, воспроизводит цветочные мотивы турецких тканей.

 


 

Вышитая икона «Одигитрия». Для ее полей использован турецкий серебряный атлас с характерным растительным узором. Это вклад в лавру стольника Ивана Васильевича Янова, жившего в XVII столетии.

 


 

Покровец, также XVII века, соединяет фрагменты турецких и иранских тканей.

 


 


 

А здесь использована редкая иранская ткать «изорбаф». Чаще из нее шились нарядные одежды, но в данном случае чей-то дар был переделан для церковной символики.

 


 

Любопытный экспонат: изображение Христа здесь не вышитое, а тканое, причем привезенное с Востока. Эту ткань привезло в Москву из Стамбула посольство Афанасия Прончищева.

 


 

Резная деревянная икона, понятно, к Востоку отношения не имеет. Однако так называемая «рубашка» – закрывающая ее сзади ткань – как раз из Ирана.

 


 


 


 


 

Весьма часто экзотические ткани использовались для переплетения богослужебных книг.

 


 


 


 

И конечно, нередко попадали на Русь и изделия восточных золотых дел мастеров. Изначальное их предназначение, разумеется, было светским – но в монастыре такие вещицы могли использоваться для украшения икон.

 


 

Вот вклад в Троице-Сергиеву лавру Ивана Грозного – чаша с традиционным для востока зооморфным орнаментом.

 


 

Еще одна чаша – вклад в Троицкий монастырь донских казаков. Произошло это в 1620-х годах, то есть сразу после окончания Смуты. А уж где лихие ребята ее добыли – бог весть.

 


 


 

Многие ювелирные вещицы вообще изначально украшали седла или ножны сабель, но тоже в конце концов нашли пристанище в монастыре. Ну, а самая, пожалуй, экзотическая вещь в экспозиции – кубок, изготовленный из скорлупы кокосового ореха.

 


 


 


 

Выставка «Восток далекий и близкий» запланирована до середины августа. Посетить ее можно как отдельно, так и вместе с основной экспозицией ризницы, как индивидуально, так и в составе экскурсионной группы. За подробностями отсылаю вас к музейному сайту.

 


 

Проходит выставка, напомню, не в главном корпусе музея, а в здании ризницы, что близ Троицкой церкви на территории Троице-Сергиевой лавры.

 


 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире