В музее-усадьбе Архангельское в отреставрированном павильоне «Каприз» открылась долгожданная экспозиция фарфора. Открылась бы и раньше, но 20-й год для музеев был сложным – тут и объяснять ничего не надо. Но свершилось, и четыре с половиной сотни предметов, включая те, что когда-то принадлежали Архангельскому, а потом были переправлены в другие музеи, теперь доступны для обозрения.



Выставка, получившая название «Отражение изысканного вкуса», приурочена к 270-летию со дня рождения князя Николая Борисовича Юсупова. Именно его портрет мы видим на некоторых экспонатах.





Собрание фарфора в Архангельском связано, между тем, не с одним только князем Николаем Борисовичем, а с целыми пятью поколениями Юсуповых. И речь тут не о коллекции в прямом понимании, а большей частью о предметах быта – посудой, которой реально пользовались. И отразилась здесь вся история бытования фарфора в Европе.



Совершенно верно, первый фарфор в Европу пришел с Востока – из Японии и Китая. Были восточные вещи и в юсуповском собрании. Причем в Россию XVIII столетия такие редкости могли попадать не только через западноевропейские страны, но и непосредственно из Китая.





Стилистика стала заимствоваться европейцами еще до того, как им удалось раскрыть секрет фарфора. Голландцы стали украшать восточным орнаментом фаянс и майолику на мануфактуре в Делфте.





Даже когда европейцы добрались наконец до секрета фарфора, они еще долго использовали в декоре китайский стиль – «шинуазри».





Дальнейшее развитие фарфорового производства шло по двум линиям. С одной стороны, акцент на скульптурную форму (особенно отличалась этим мейсенская мануфактура).





Тут последовало и развитие малых скульптурных форм – проще говоря, декоративных статуэток.







Другая линия – акцент на роспись по фарфору. Между прочим, дело очень непростое, так как окончательный цвет краски, используемые для керамики, принимают только после обжига.





 



Появилось свое производство и в России. Сначала, при Елизавете Петровне, возник императорский фарфоровый завод – «порцелиновая мануфактура».



А там появились и заводы частные. Вот, к примеру, продукция завода Попова.



Но пора вернуться к Юсуповым. Точнее, к так называемому «юсуповскому» сервизу, заказанному на севрской мануфактуре в 1784 году: бирюзовый фон и гирлянды в резервах.







Неплохо изучив фарфоровое дело в Европе, Николай Борисович Юсупов получил, в добавление к прочим своим должностям, и пост директора Императорского фарфорового завода. А впоследствии решил устроить собственное «фарфоровое заведение» в своем подмосковном имении. То есть как раз в Архангельском. Которое и изображено на этом подносе.





Создал у себя Николай Борисович именно мастерскую по росписи фарфора. Трудились там крепостные мастера (получившие, впрочем, серьезную подготовку в Москве и Санкт-Петербурге), позже был приглашен и специалист из Севра.
Часть представленного украшена родовым гербом, портретами князя, видами имения.







Тематика росписи была очень разной – коммерческим производство не было, большая часть вещей шла в «буфетную его сиятельства», еще часть предназначалась для подарков.
Среди «домашних» сервизов (а они ведь, как любая посуда, бились и должны были регулярно пополняться) – стилизация под античность, классические цветочные бордюры, композиции с лошадьми или птицами.







Еще более интересны работы, воспроизводящие живописные произведении и гравюры из собрания князя Юсупова в Архангельском.













Источником для создания росписи фарфора (серия «Розы») мог послужить даже ботанический атлас.







Интересно, что с появлением фотографии и она тоже послужила основой для создания серии тарелок с видами Архангельского. Впрочем, это было много позже существования в Архангельском своей мастерской, так что заказ пришлось отдавать на сторону.



Выставка в павильоне «Каприз» открыта для посещения и продлится, по плану, до осени.



Но есть и еще одна новость: на втором этаже павильона расположилось теперь музейное хранение декоративно-прикладного искусства – предметов из фарфора, стекла и металла. И его тоже можно посетить – но только в составе экскурсий по предварительной записи.



















Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире