Музей Нового Иерусалима открыл постлокдаунный сезон выставкой «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века». Речь о работах из частного собрания, всего их тут около семи десятков. Большая часть этих работ представлена российской публике впервые.

 

 

Что подразумевается здесь под «младшими Брейгелями»? Династия потомков знаменитого Питера-старшего (чьих работ в России нет вообще) оказалась большой и разветвленной. Организаторы выставки разумно решили изобразить хотя бы часть сложных ответвлений брейгелевского генеалогического древа схематически.

 

 

Впрочем, хотя работ Питера Брейгеля-старшего на этой выставке нет, две копии с его работы присутствуют. Причем с одной и той же. И сделаны они сыновьями – Питером-младшим и Яном. Это известный (и крайне популярный в свое время в копировании – искусствоведы насчитывают не менее полутораста копий) «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» – между прочим, не просто пейзаж, а вещь философская, напоминающая о поджидающих вокруг опасностях (и собственно ловушка, и хрупкий лед под ногами конькобежцев).

 

 

 

 

 

Прямыми учениками Питера-старшего его сыновья не были – по той простой причине, что в момент кончины отца пребывали еще в малолетстве. Первой их учительницей в живописи вообще была одна из бабушек – женщины-живописцы в брейгелевской династии, к слову, тоже присутствовали.

Что ж, начнем с Питера-младшего (он, собственно, был старшим из братьев). Его на выставке немало и в разных жанрах. В отличие от отца – Питера Брейгеля «Мужицкого» – был прозван «Адским» за работы, воспринимавшиеся как гротеск. Хотя многое в его творчестве можно скорее воспринимать как иронию в жанровых сценах – вот его «Крестьяне у сборщика налогов».

 

 

 

 

Или «Крестьянский танец».

 

 

 

Любопытен подход голландцев к религиозной живописи. Здесь нет никакой попытки приблизиться в изобразительном ряду к образам древней Палестины. Напротив, и в пейзаже, и в одежде персонажей, и даже в множестве мелких деталей здесь все свое, голландское – как, например в «Переписи в Вифлееме» Питера-младшего.

 

 

 

 

Теперь младший бран Ян – который при этом именуется в искусствоведческой практике Ян Брейгель-старший, поскольку далее появятся и другие художники с тем же именем. Получил прозвище «Бархатный» или «Цветочный». Очень многие, начиная с Рубенса, просили его исполнить в их картинах пейзажные или натюрмортные фрагменты.

 

 

 

А вот его же «Обезьяний пир».

 

 

 

Далее Ян-младший. Сын Яна-старшего и, соответственно, внук Питера-старшего. Ученик отца, после него долгое время возглавлял семейную мастерскую в Антверпене и даже избирался старшиной местной гильдии святого Луки. Более всего известен как пейзажист, но этим жанром вовсе не ограничивался – есть среди его работ натюрморты, жанровые и исторические сцены.

Рассмотрим на примере его «Венеры в кузнице Вулкана» подход фламандцев XVII века к мифологическим сюжетам. Как и в сюжетах евангельских, весь антураж тут современный художникам, и античный бог изготавливает доспехи, характерные скорее для позднего европейского средневековья.

 

 

 

 

Его же «Прибрежный пейзаж».

 

 

 

Ян-младший также неоднократно работал в соавторстве. Этот «Пейзаж с мостом через реку» – его совместная работа с Йоосом де Момпером-младшим (от последнего здесь – собственно ландшафт).

 

 

 

 

Пятеро из сыновей Яна младшего тоже стали художниками. Однако их работы в данной экспозиции отсутствуют. Будем надеяться, что все впереди. А наш следующий персонаж зовется Ян ван Кесссель.

Это тоже родственник. Точнее, внук Яна-старшего «Бархатного», сын его дочери Пасхазии и Иеронима ван Кесселя – который, как нетрудно предположить, тоже был антверпенским живописцем. (Вообще-то нашего героя стоит именовать Ян ван Кессель-старший – поскольку будет и Ян ван Кессель-младший, тоже художник.)

В экспозиции представлена уже известная серия его живописных иллюстраций к басням Эзопа. Словом, успешный анималист. Но еще интереснее ранее не экспонировавшиеся миниатюры с изображением цветов и насекомых – такие в свое время вошли в моду как украшение «кабинетов редкостей».

 

 

 

 

 

Следующее имя – Давид Тенирс. Младший. То есть, понятно, сын «старшего». Или Давид Тенирс второй (потому что будут еще третий и четвертый). Причем тоже родственник Брейгелям. Или это правильней назвать свойственником? Короче, он зять. Зять Яна Брейгеля старшего, муж его дочери Анны. 

В его «Чудесный улов» – сюжет евангельский – внедрен великолепный рыбный натюрморт.

 

 

 

Ну, и наконец не родственники, но современники. Прежде всего Мартен ван Клеве-старший – ровесник и соперник Питера Брейгеля-старшего. «Возвращение стада».

 

 

 

В этом разделе выставки немало пейзажей и натюрмортов. И мы видим, как в жанре натюрморта начинают вырабатываться собственные поджанры. Тут и уже упомянутый цветочный натюрморт (исследователи отметили, что в одной композиции могут быть собраны при этом цветы, расцветающие в разное время и не могущие попасть в один букет – так что в подборе растений стоит искать не случайность, а символику).

Популярен натюрморт, включающий атрибуты «богатой жизни» – дорогую серебряную посуду, экзотические раковины, оранжерейные южные фрукты. Вот, к примеру, работы такого рода в исполнении Йориса ван Сона или Яна Давидсона де Хема.

 

 

 

Но есть в этом ряду и работы, куда как бы невзначай и самым забавным образом влезают представители живой природы – от домашних животных до крошечных – но выписанных не менее старательно – насекомых. Примером тут может послужить «Натюрморт с ящеркой» Амброзиуса Босхарта-младшего.

 

 

 

 

В пейзажной части обратимся к еще одной творческой династии – Ван Рейсдалям.

Якоб Исааксон ван Рейсдаль – возможно, самый известный носитель фамилии.

 

 

И Соломон ван Рейсдаль, дядя предыдущего. Тонкие тональные переходы почти в монохроме.

 

 

 

 

Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха» продлится по 11 апреля. Имейте в виду, что посещение организовано по сеансам и стоит приобрести билеты заранее на сайте музея.

Кроме того, в музее Нового Иерусалима продлили открывшуюся еще до карантина выставку, посвященную подмосковным усадьбам. К этой теме тоже еще вернемся.

 

 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире