Выставка «Мир, сотворенный заново» открылась в Серпуховском историко-художественном музее не без приключений. Собственно, открыться она должна была еще в октябре – но ровно за день до вернисажа был объявлен подмосковный музейный локдаун.



Эту выставку ждали – и отсрочка только подогрела интерес. Ведь обещана была большая экспозиция русского авангарда.
В самом Серпухове, хоть музей и основан изначально на вполне классическом дореволюционном частном собрании, живописи начала ХХ века немало. Интересные работы прибыли и из других музеев – причем не только из Москвы и Петербурга, но и из Тулы и Нижнего Новгорода.
Как вообще сложились такие коллекции авангарда в региональных музеях? При всей разнице в деталях, ситуация схожа: авангард был в чести недолго, очень скоро советской властью был взят курс на соцреализм, а работы, не вписывающиеся в предписанный стандарт, стали отправлять с глаз долой подальше от столиц. Так в Серпуховском музее оказалось, например, содержимое московской мастерской Наталии Гончаровой после ее отъезда в эмиграцию.



Речь, конечно, не только о случайной передаче работ из центра. Велика тут и заслуга тех, кто работал в музее в 20-х – 30-х годах и сознательно формировал коллекцию.
Но обратимся к выставке. Речь тут об искусстве рубежа веков – веков XIX и XX. Соответственно, охвачен период от Жуковского с Нестеровым до Розановой и Экстер. Согласно концепции выставка разделена на семь тематических залов. Но мы, пожалуй, обратимся к представленным авторам.
И прежде всего, к отличной работе Анны Голубкиной – ранее ее, кажется, не показывали (есть, впрочем, и ее же вещи более известные).





Есть среди показанного работы вполне – на наш сегодняшний взгляд – традиционные. Для своего времени, впрочем, они уже очевидно претерпели влияние импрессионизма – выразившееся, в частности, в осветлении палитры и отходе от четкой графичности. Станислав Жуковский (он, кстати, учился в МУЖВЗ у Поленова, Левитана и Серова). .



Михаил Нестеров. Работа, что интересно, 1922 года, когда вокруг создавалось большей частью что-нибудь сильно революционное.



Игорь Грабарь, из раннего.



И ночной пейзаж Константина Коровина.



Немало оказалось в Серпухове и скульптур Сергея Коненкова (доэмиграционного периода).





Классика «Бубнового валета». Илья Машков.



Александр Куприн.



Роберт Фальк.



И Петр Кончаловский.



Михаил Врубель здесь как скульптор и керамист. Заодно представлены его изразцы, приехавшие из Абрамцева.





«Вихрь» Филиппа Малявина в виде эскиза, пожалуй, еще выразительней.



Василий Рождественский.



Давид Бурлюк. Одна из его работ – «Шаман» – показывается впервые, так как ей требовалась серьезная реставрация.





Борис Григорьев.



Александра Экстер. Это 1909 год.



Аристарх Лентулов, из того же времени.



И также ранний Михаил Ларионов.



Петр Келин, ученик Архипова и Серова.



Надежда Удальцова.



И Ольга Розанова.



Иван Малютин. Здесь еще чистый бубновалетовец, а в дальнейшем ему предстоит стать художником «Окон РОСТА» и практически уйти в плакат.



Немало оказалось на выставке анималистической скульптуры. Иван Ефимов.



И Василий Ватагин.





Перешагнем революционный рубеж. Знаковым тут может послужить автопортрет Федора Богородского. Ему, кстати, предстоит еще стать лауреатом Сталинской премии – но для этого придется, конечно, сменить манеру.



Или – автопортрет же Ивана Клюна.



А вот какой необычный Константин Юон.



Алексей Грищенко. Ученик Юона, а также Машкова и Кончаловского. В 1920 году эмигрирует, так что широкой публике остался не очень известен.



Иван Кудряшов, ученик Кузнецова и Малевича. В 20-х годах будет очень активен и заметен, в 30-х его исключат из Союза художников за «формализм».



И Алексей Левин. В дальнейшем, как многие, уйдет в оформительство.





И нельзя не обратиться еще раз к работам Наталии Гончаровой. Их в Серпуховском музее действительно много, а увидеть все вместе, да еще с дополнениями из других музеев, удается не часто. Посмотрите, какая она бывала разная.













Выставка «Мир, сотворенный заново» запланирована в Серпуховском музее до середины апреля. Те, кто поспешит в январе, сможет увидеть также выставки, посвященные фотографу-пикториалисту Николаю Андрееву и основательнице музейного собрания Анне Мараевой. Да и прогуляться по зимнему Серпухову тоже интересно.





Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире