В Музее Нового Иерусалима открылась новая выставка. Называется «Между небом и землей». И это живописные и графические работы Марка Шагала.

 

«Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир». Так говорил сам художник. Куратор выставки, искусствовед Екатерина Селезнева подчеркивает, что само место проведения выставки во многом определило ее тематику. Первоначально планировалось ограничиться религиозной тематикой (Шагал, в частности, иллюстрировал Библию). Но затем содержание экспозиции расширилось.

 

Это ранний автопортрет художника, датированный еще 1914 годом. К тому времени уроженец Витебска успел поучиться в Петербурге, провести некоторое время в Париже (в том числе в знаменитом «Улье»), принять участие в ряде выставок. Вспыхнувшая к тому времени мода на кубизм, тем не менее, Шагала не слишком затронула, и французские критики отмечали, что художника невозможно привязать к какому-либо оформленному течению. 

В 1914 году, тем не менее, Шагал вновь в родном Витебске. И тогда же пишет портрет Беллы Розенфельд, которая вскоре станет его женой и музой, а ее портретов будет еще множество.

 

Всего на выставке представлено более двухсот работ Марка Шагала. Они предоставлены семьей художника – его внучками Мерет и Беллой Мейер, а также частными коллекционерами и музеями трех стран – России, Франции и Беларуси. В результате стало возможным представить произведения и разного времени, и в разных техниках.

Среди прочего – живописная работа 1908 года, то есть периода, когда Шагал после обучения в Витебске в художественной школе Юрия Пэна, только-только перебрался в Петербург, где его учителями оказались сначала Николай Рерих, затем Лев Бакст. 

 

Вот еще несколько живописных работ – это уже конец 1920-х годов, когда Шагал через Литву и Германию перебрался в Париж.

 

Важным для Шагала становится в начале 1930-х посещение Иерусалима.

 

Впрочем, такой сюжет, как «Святое семейство», мы видим у художника еще в 1912 году.

 

А в его «Трубящем всаднике» 1918 года можно усмотреть не только влияние авангарда, но и заимствование некоторых композиционных особенностей русской иконы.

 

Считается, однако, что именно посещение Святой земли помогло Шагалу обратиться к созданию иллюстраций к Библии. На выставке демонстрируется, в частности, подборка из 105 библейских гравюр-офортов, раскрашенных художником вручную. Издание же было осуществлено в 1956 году коллекционером и издателем Териадом.

 

Показано на выставке и несколько гобеленов, исполненных по эскизам Марка Шагала.

 

Витражи, в отличие от гобеленов, переместиться на выставку с мест своей постоянной дислокации не могли. Однако представлено немало подготовительных к ним работ.

Среди участников – Музей Марка Шагала в Витебске. Он был открыт в 1997 году, и за этим, оказывается, непростая история – в советское время Шагала в его родном городе не жаловали. Об этом, впрочем, лучше послушать рассказ директора музея Ирины Вороновой в выпуске передачи «Путешествие по Подмосковью» за 24 ноября. Но именно из витебского музея в Новый Иерусалим прибыла серия цветных литографий – окончательный авторский вариант для витражей «Двенадцать колен Израилевых», установленных в Иерусалиме в медицинском центре «Хадасса».  

 

Благодаря участию частных коллекционеров удалось показать рядом и первые подготовительные наброски для этой серии.

 

Еще очень интересный раздел выставки – офорт на тему «Исхода» показан в 16 (шестнадцати!) вариантах, представляющих последовательные стадии работы автора над сюжетом.

 

Всего же в экспозиции более двухсот работ разного времени.

 

К выставке работ Марка Шагала в Новом Иерусалиме запланирована образовательная программа – следите за информацией. А продлится выставка до начала марта.

 

Ну, и напомню, что в Новом Иерусалиме продолжается также выставка «Цвет», на которую собрана живопись из музеев Подмосковья. 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире