В музее-заповеднике Абрамцево, в «Домике Поленова», открылась выставка «Группы Девяти». Сегодня ее участники – классики, их работы представлены в музеях. А вот в 1961 году молодежная выставка под эгидой МОСХа завершилась скандалом.

 

Что это была за команда и как развивались события? Для того времени вполне банально. С одной стороны, молодежи разрешили показать свои работы в зале Московского союза художников на Беговой. С другой – для начала все равно произвели отбор и какие-то работы отвергли (ну выставком же, как иначе!). Затем – выставку открыли не для публики вообще, а только для членов Союза. Пытавшихся все-таки пройти внутрь «посторонних» отгоняли с милицией. Плюс устроили обсуждение, на котором авторов упрекали в наличии «элемента формотворчества», в «уходе от больших задач современности», в том, что их искусство «не увлекает, не зовет», «люди не хотят быть похожими на такие образы». Зал, состоявший большей частью из молодых же коллег-художников, слушая такое, возмущенно гудел. Авторы отбивались от критиков апеллированием к традиции (в основном традиции начала ХХ века, то есть авангарда – что в данном случае их не особо спасало). До еще большего скандала – посещения Хрущевым выставки в Манеже – оставалось чуть больше года…

 

На этой линогравюре, исполненной Илларионом Голицыным в 1961 году, как раз и изображена большая часть той самой «девятки». Которая, как видим, и сама была готова вести об искусстве бурные дискуссии – только не в разгромной тональности.

 

Кураторы абрамцевского проекта собрали на выставке работы всех участников той выставки 1961 года. По возможности как раз того самого – ну, или чуть более позднего – времени.

Вот и посмотрим на них. Николай Андронов (выставка приурочена, помимо прочего, к 90-летию со дня его рождения).

 

Наталия Егоршина.

 

Керамист Мария Фаворская.

 

Владимир Вейсберг. Это был еще его «цветной» период.

 

Михаил Иванов.

 

Кирилл Мордовин.

 

Борис Биргер.

 

Скульптор Леонид Берлин.

 

Михаил Никонов.

 

Внимательные читатели могли уже заметить, что на нынешней абрамцевской выставке показаны работы не девяти, а десяти художников. Все верно: тогда, в 1961 году, картину Павла Никонова «Наши будни» (ныне в Государственном музее искусств Казахстана) к экспонированию вообще не допустили. В отпечатанном заранее пригласительном билете его фамилия вычеркнута.

 

Сегодня Павел Федорович позирует на вернисаже на фоне собственного давнего автопортрета. Еще ряд его работ также представлен на абрамцевской выставке.

 

Вот так больше полувека назад развивались события в сфере искусства. Сегодня это не мешает, например, Третьяковской галерее помещать работы участников давней скандальной выставки в свою постоянную экспозицию. А Павел Никонов успешно преподавал в Суриковском институте. Вот уж действительно – жить в России надобно долго. 

Не так долго, однако, продлится выставка в Абрамцеве – только до 1 декабря.

 

И напомню – в отреставрированном здании на территории абрамцевской усадьбы недавно открыли новую постоянную экспозицию искусства ХХ века. Стоит успеть посмотреть и то, и другое.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире