В музее-заповеднике Абрамцево открылась выставка династии художников Чуйковых. Три поколения, шесть авторов и очень разные техники и тематика. Работы из фондов Абрамцевского музея, из Третьяковской галереи и, разумеется, из семейного архива.

 

У экспозиции довольно неожиданное название: «ЧУ-МА». «ЧУ-МА» в два слога, через дефис. А дело в том, что такое прозвище было дано основателям династии, супружеской паре Семену Чуйкову и Евгении Малеиной, в лихом и веселом ВХУТЕМАСе начала 1920-х. В котором, кстати, оба живописца записались в мастерскую Роберта Фалька.

Семен Чуйков, уроженец Киргизии, в музеях представлен в основном вполне соцреалистическими работами вроде «Дочь советской Киргизии» или «На мирных полях Родины» (кроме того, лауреат, преподаватель, член Академии художеств и все такое прочее). Однако здесь показаны работы куда более камерного характера (заодно и более интересные в живописном плане). Горные вершины, впрочем, все равно представлены.

 

Выразительный этюд, написанный во время поездки в Индию.

 

Портрет жены – «За книгой».

 

И портрет старшего сына, Ивана (чьи работы также представлены на этой выставке).

 

Евгения Малеина изначально работала в более камерном жанре. Вот, кстати, и ею написанный портрет сына – есть возможность сопоставить манеру. Пожалуй, как раз у нее влияние Фалька наиболее ощутимо.

 

Автопортрет.

 

«Абрамцевский мотив» (ныне, разумеется, в собрании музея «Абрамцево»).

 

Сценка из домашней жизни.

 

И разнообразные натюрморты.

 

Несколько лет назад в Абрамцеве же прошла персональная выставка Евгении Малеиной – о ней можно прочитать здесь.

Движемся к следующим поколениям. Иван Чуйков – тот самый мальчик, чей портрет написали оба родителя – тоже стал художником. Закончил Суриковский институт, но от традиционной для тогдашнего преподавания манеры вскоре ушел в сторону – стал одним из основателей тогдашнего московского концептуализма.

 

Несколько его работ – в частности, «Дорожное происшествие» и триптих «Фрагменты моря и неба» – приехали на выставку из Третьяковской галереи.

 

Еще ряд работ разного времени – из фондов абрамцевского музея и из собрания семьи.

 

Следующий представитель династии – супруга Ивана Семеновича Галина Малик (отметим, что забавное прозвище-аббревиатура работает и для этого поколения). Работала как художник по костюмам в театре. Здесь же представлены ее керамика и живописные натюрморты. 

 

Если Иван Чуйков хорошо известен – во всяком случае тем, кто интересуется советским «нонконформизмом», – то гораздо меньшему числу зрителей будет знакомо имя его младшего брата. Между тем Василий Семенович Чуйков, уже ушедший из жизни, тоже был профессиональным художником. Но, закончив Строгановку, работал в монументальном искусстве. Однако сохранились и примеры его станковой живописи – несколько натюрмортов метафизического характера, по манере приближающихся к гиперреализму, демонстрируются впервые.

 

Наконец, третья поколение – Евгения Ивановна Чуйкова (Евгенией, понятное дело, названа в честь бабушки, а вот вторая половина ее фамилии – Чуйкова-Маевская – наводит на мысль, что в какой-то момент в этой семье спутников жизни вообще начали подбирать себе по фонетическому принципу). Московский Полиграф и Академия искусств в Дюссельдорфе. И это уже «контемпорари арт» – словом, в истории династии успели отразиться все течения российского изобразительного искусства за последние сто лет.

 

Выставка «ЧУ-МА. Семья художников» проходит в Домике Поленова на территории усадьбы и продлится в Абрамцеве по 22 сентября, так что стоит поторопиться.

 

А впереди нас ждет еще одно музейное событие. Подходит к концу реставрация еще одного строения на территории усадьбы. В нем предполагается разместить работы абрамцевских художников ХХ века – то есть уже не усадебного, а «дачного» периода. И тут музею действительно есть что показать. Ориентировочно открытие планируется на октябрь.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире