Конструктивизм в архитектуре Коломны – для многих сочетание совершенно абсурдное. Пример старого города, со стенами и башнями древней крепости – кремля, с монастырями и соборами, с барокко и ампиром, и главное, с сохранившейся в центре почти нетронутой застройкой XVIII-XIX века – так мы Коломну и привыкли воспринимать. Но придется отвыкать – и для этого стоит познакомиться с выставкой, открывшейся в московской галерее «На Шаболовке», а до этого прошедшей в коломенском музейном центре «Арт-Коммуналка». 

 

Авторы выставки, архитекторы и историки, изучили Коломну и обнаружили-таки в городе примеры архитектуры конструктивизма, числом полтора десятка.

Мало? Конечно, в Москве или Екатеринбурге их больше – ну так и сами города масштабом поболе. Коломенский же пример интересен самой историей постепенного внедрения нового в сохраненную историческую застройку. А еще и тем, что дома очень разные по типологии – тут и жилые строения, и клубы, и медицинские учреждения, и банк…

 

В период работы выставки в самой Коломне организаторы даже проводили по городу экскурсии. Ну, а я после посещения московской галереи проделала предложенный маршрут самостоятельно. О чем и расскажу – правда, пойдем мы с вами не по маршруту, а все же по хронологии.

Самое первое: рабочий поселок. Ряд домов по главному коломенскому проспекту, по-прежнему носящему название улица Октябрьской революции (исторически – Большая Московская), Строительство конструктивистских домов началось здесь в 1927 году – в тот момент в ходу была концепция «города-сада». В результате за пару лет было построено несколько двухэтажных кирпичных домов с большими озелененными пространствами между ними. Характерными для конструктивизма явились в этот период отсутствие декоративных элементов, строгая, но не соблюдающая симметрию геометричность, наличие балконов и лоджий, относительно большое по тому времени остекление. Имелось здесь, впрочем, новшество и иного порядка – в домах появились водопровод и канализация (так что проект стоит оценивать не только с архитектурно-эстетической, но и с социально-исторической точки зрения).

 

Но интересен здесь и момент раннесоветского социального расслоения. Эти двухэтажные дома, с отдельными квартирами, предназначались для инженеров и специалистов предприятия-заказчика. Для рабочих же по соседству вставали дома четырехэтажные с коридорно-комнатной системой.  

 

Архитектор этих строений неизвестен (есть только сведения, что при объявлении конкурса в качестве образца приводился типовой проекта Александра Яковлева, тогдашнего главного архитектора Нижнего Новгорода). Статуса памятника архитектуры квартал не имеет, дома же по-прежнему используются как жилые.

 

Следующим по времени (точнее, относящимся примерно к тому же времени – 1928 год) стал рабочий клуб на Окском проспекте. У него известны авторы – Алексей Васильев и Людмила Пономарева. Оба – ученики Весниных, а первый их совместный проект клуба был исполнен еще в 1927 году как типовой для профсоюза металлистов. Коломенский явно от него отталкивается, но с некоторыми изменениями.

Тут важно оговориться – «рабочие клубы» этого периода, которые первоначально начинали было строить по образу и подобию дореволюционных «народных домов», претерпели в дальнейшем серьезное изменение концепции. Власти быстро проектировщиков одернули: не учитываете, дескать, важности политической работы с трудящимися. Поэтому в новых проектах, наряду со зрительным залом, библиотекой и репетиционными комнатами стали вводиться дополнительные помещения для лекционной и кружковой работы (тут подразумевалась прежде всего работа антирелигиозная, школы политической грамотности и тому подобное).  

Здание статуса не имеет, однако уцелело – по крайней мере внешне. Как можно убедиться, оно даже используется весьма активно – хотя вряд ли для лекций.

К теме клубов мы с вами еще вернемся – и заодно посмотрим, как будет изменяться сама идея рабочего клуба в дальнейшем. А пока вот еще одна постройка 1928 года: это школа. Действует и поныне в том же качестве. Более того, имеет статус «выявленного памятника культурного наследия» (а проведенную в начале 90-х реконструкцию специалисты считают достаточно удачной).

 

Школьный проект – результат активно проходившей в 20-х годах дискуссии о самой системе школьного образования в стране. Не вдаваясь в подробности: сторонники обучения индивидуального (то есть когда ученик получал соответствующие своему уровню задания, а потом сам же периодически индивидуально отчитывался перед преподавателем) потерпела поражение. Принята была классно-урочная система – соответственно, и проекты школ должны были иметь классные комнаты (а также актовый и физкультурный залы и технические мастерские).

 

Теперь две любопытных постройки начала 1930-х. Статуса обе не имеют, авторы неизвестны. И это – пожарные части.

Обе в традиционном старом стиле, то есть с пожарной каланчой (в Москве еще с начала ХХ века от таких дозорных башен отказались как от бесполезных в условиях многоэтажной застройки). В Коломне же еще в 30-х годах пожарные команды использовали лошадей.

Пожарная часть в районе Щурово (это за рекой Окой) уже не используется по назначению, сейчас там просто гараж. Но очертания здания с асимметричной композицией прекрасно сохранились. 


И обратите также внимание на консольные пластины балконов.

 

А вот вторая пожарная часть, близ железнодорожной станции Голутвин, используется по назначению до сих пор. Разумеется, тут уже не конные упряжки, подобные описанным Гиляровским, а автомобили.

 

Интересно, кстати, что в качестве утеплителя стен в этом строении использовался камышит.

Но идем по времени далее. В 1931 году в Коломне началось строительство здания Госбанка.

 

Как раз эта его часть, с полуцилиндрическим объемом и вертикальными окнами, и стала в 1931 году первой очередью постройки. Позже было пристроено еще одно крыло, с большими прямоугольными окнами и пилястрами (появление такого декора неудивительно – это уже 1938 год). Здание (архитектор и тут неизвестен) получило статус выявленного объекта культурного наследия. Однако в последние годы не используется и медленно разрушается. 

 

А вот и медицина. Еще с начала 1920-х годов разнообразные старорежимные больницы, городские и земскую, «оптимизировали» в Коломне в единую структуру. Потребовалось и единое здание – его строительство и началось на центральной улице в 1930 году. Жаль, архитектор неизвестен: композиция тут очень интересна (два прямоугольных корпуса с врезкой на пересечении двух цилиндров разного диаметра). И непонятно, почему тут нет статуса памятника.

 

На довольно большой территории коломенской горбольницы есть еще один, несколько более поздний пример конструктивизма. Это здание 1937 года, трехэтажное, с полукруглым остекленным эркером. Конструктивизм уже был к тому времени раскритикован властью, поэтому на фасаде появляются декоративные элементы – карниз и каннелированные простенки между окнами. 

 

Между тем в заокском поселке Щурово (впоследствии районе Коломны) возникает еще один рабочий поселок. Трехэтажные здания, ныне по-прежнему жилые. Никакого статуса памятника тут нет.

 

Но ровно напротив этого микрорайона в буквальном смысле загибается построенное в 1931 году здание профилактория. Говорят, было интересным.

 

Любопытное здание принципиально нового типа: фабрика-кухня. 1932 год, архитектор неизвестен, статуса памятника нет.

Появление строений такого функционала – результат появившейся в то время концепции обобществления быта. Предполагалось полностью исключить приготовление пищи дома (не случайно в жилых домах того периода постройки можно было встретить отдельные квартиры, даже достаточно просторные, вовсе без кухонь) и освободить женщину тем самым от домашнего хозяйства (с подтекстом – иди на производство). Коломенский объект выпускал 18 тысяч обедов и завтраков в день.

С архитектурной же точки зрения это довольно внушительное по размерам здание с полукруглым объемом на торце. Сейчас используется для чего угодно, вплоть до шиномонтажа (впрочем, в качестве некоторой реминисценции о прошлом имеется и кондитерская).

 

Еще один пример организации нового быта – банно-прачечный комбинат. Выявленный объект культурного наследия, постройка уже знакомых нам архитекторов Васильева и Пономаревой. Расположено в самом центре старого города.

Однако тут есть проблема. Покопавшись в своем архиве, я обнаружила фотографию где-то пятилетней давности.

Несколько позже здание оказалось занавешено строительной сеткой.

 

Почти на всем протяжении 30-х годов (с 1931 по 1937, когда строительство в незавершенном виде заморозили) возводилось огромное не только по коломенским масштабам здание учебного комбината (долгое время оно и было самым большим строением в Коломне). Планировалось разместить здесь сразу школу, техникум и вуз. Сначала примерю так и было – от начальной школы до паровозостроительного техникума. Потом здесь все-таки остались только высшие учебные заведения.

 

Подход к архитектуре тем временем менялся – и вот уже здание котельной 1937 года (а там дата точно указана на фасаде) имеет нетипичную для конструктивизма почти симметричную композицию а-ля базилика с тремя нефами.  Статуса нет, строение сейчас не используется. Однако есть призывы устроить тут (здание вполне крепкое) общественно-культурный центр.

 

И вернемся к обещанной теме домов культуры. В первый момент любитель архитектуры конструктивизма, добравшийся до еще одного строения, датированного 1934 годом, может испытать самый настоящий шок.


И это действительно не тот фасад, который был создан по проекту известного конструктивиста Якова Корнфельда (ДК Горбунова в Москве и дворцы культуры еще во многих городах СССР). Этим фасадом в духе сталинского ампира здание украсили уже в 1952 году.

Вообще же новый для Коломны ДК действительно отразил новый подход к культурно-массовой работе. Небольшие рабочие клубы с их кружками и прочим хоровым пением перестали устраивать власть. Теперь прежде всего требовалось наличие большого универсального зала, где можно будет проводить массовые мероприятия – съезды, конференции, собрания. Так что объемы здания, если приглядеться, очень велики (и в остальной своей части вполне сохраняют прежний конструктивистский облик).

 

Те, кто слышал интервью с куратором выставки в передаче «Путешествие по Подмосковью», могли обратить внимание на слова «семь километров» в разговоре об экскурсии по конструктивистским объектам. Но пусть они вас не пугают. Если на машине, то маршрут выстраивается вполне логично и удобно – это во-первых. А во-вторых, далеко от центра города, за рекой Окой, расположены лишь несколько объектов архитектуры конструктивизма (точнее – три). Остальные же – близко к центру, то есть вполне в пешей доступности.

И вот вам для ознакомления план.

 

Так что возможный путь действий – изучить для начала экспозицию в галерее «На Шаболовке» (выставка продлится по 18 августа), посмотреть подробности на сайте проекта, а затем отправиться непосредственно в Коломну. Конструктивистский квест получается там вполне любопытный.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире