В Музее Нового Иерусалима открылась выставка, посвященная живописи ХХ века. Ну, и даже немного ХХI века. И это очень важная часть здешнего музейного фонда – еще с 70-х годов в Новом Иерусалиме собирали тех, кого столичные музеи не показывали.

 

Окинуть взглядом временной охват проще всего на примере династии живописцев Волковых. Александр Николаевич Волков (сейчас даже трудно представить, что еще несколько десятилетий назад его работы практически не показывались ни в Третьяковке, ни в прочих музеях) – учился сначала в Петербурге в училище при Академии художеств (где влияние на  него оказал Владимир Маковский), потом в Киевском художественном училище (а здесь уже – влияние Врубеля). Работал же большей частью на Востоке, в Средней Азии – оттуда и пейзажи, и сюжеты.

 

Валерий Александрович Волков – тут и явное влияние отца, и  хорошее знакомство с французской живописью. 

 

Младший сын мэтра, Александр Александрович Волков, начинал как скульптор. Но не меньше увлекался и живописью. И в воспетую еще Волковым-старшим Среднюю Азию оба его сына, хоть и давно москвичи, тоже нередко наезжали.

 

И третье поколение – Андрей Александрович Волков (то есть старшему Александру Волкову – внук). За ним – Строгановка, а потом выработка собственной индивидуальной манеры.

 

Вернемся между тем к хронологии. Часть представленных авторов, начинавших еще на рубеже XIX-XX веков, успела испытать на себе непосредственное воздействие авангарда.

Александр Осмеркин – ученик Ильи Машкова по Киевскому художественному училищу. Член объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства», позже – АХРР и преподавание во ВХУТЕМАСе.

 

Александр Шевченко. Тут – Строгановское училище и МУЖВЗ, учеба у Коровина с Серовым.

 

Роберт Фальк. Здесь – ученичество у Юона и Машкова, МУЖВЗ с  Коровиным и Серовым, членство в «Бубновом валете», многолетнее пребывание в  Париже.

 

Михаил Ксенофонтович Соколов. Здесь – учеба в Ярославском художественном училище и в Строгановке, служба на флоте, преподавание, лагеря, ссылка – словом, насыщенная биография. 

 

Антонина Софронова. Студии Рерберга и Машкова, участие в  выставках «Мира искусства» и «Бубнового валета». Позже – участница «Группы 13».

 

Николай Ульянов вообще начинал в иконописной мастерской. Потом – МУЖВЗ, где он учился у Николая Ге, Прянишникова и Савицкого, потом – мастерская Серова и Коровина. Был членом объединений «Союз русских художников» и «Мир искусства». Много работал как иллюстратор и как театральный художник (в частности, в спектаклях Станиславского и Мейерхольда).

 

Николай Лаков. Учился в Строгановском (еще до Первой мировой), потом у Родченко и Кардовского. Много занимался оформительством (ВСХВ, агитпоезда, агитационное оформление городов), работал для театра. Не  избежал обвинений в «формализме».

 

Сергей Романович. Успел поучиться в МУЖВЗ у Архипова, Коровина, Леонида Пастернака. Приятельствовал с Михаилом Ларионовым, состоял в  объединении «Ослиный хвост», позже – в объединении «Маковец». Преподавал в  студии московского Пролеткульта.

 

Антон Ястржембский. В МУЖВЗ учился у Аполлинария Васнецова. Был участником выставок «Союз молодежи» и «Ослиный хвост».

 

Движемся к следующим поколениям – к нем, кто в раннем ВХУТЕМАСе и пр. не преподавал, а уже сам учился.

Александр Поманский. Ученик Машкова. ОМАХР (Общество молодежи Ассоциации художников революции) – АХР. Репрессирован – реабилитирован.

 

Антон Чирков. Ученик по ВХУТЕМАСу Осмеркина, Машкова и  Кончаловского. Исключительно крепкий монументалист.

 

Николай Тарасов – во ВХУТЕМАСе ученик Павла Кузнецова.

 

Евгений Окс – Одесское художественное училище, затем «Новая художественная мастерская» у Добужинского в Петрограде. Работал как театральный художник.

 

Ольга Соколова – ученица Машкова, Древина, Удальцовой, Шевченко.

 

Ростислав Барто. Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе на графическом отделении – у Фаворского и Нивинского, на живописном – у Александра Шевченко. Входил в АХР, участвовал в выставках «Общества станковистов».

 

Ефросинья Ермилова-Платова. Училась сначала у Юона, потом в  студии Машкова. Была исключена из МОСХа за «формализм».

 

Леонид Соловьев. Начинал в Нижегородских свободных художественных мастерских под руководством Куприна, во ВХУТЕМАСе учился у  Кардовского и Древина. Много лет преподавал в Московской средней художественной школе (с перерывом на войну, куда ушел добровольцем).

 

Ева Левина-Розенгольц. Училась в скульптурной мастерской Анны Голубкиной, на живописном отделении ВХУТЕМАСа – у Роберта Фалька. Скульптурную мощь перенесла и в живопись.

 

Мария Ломакина посещала школу Юона, затем училась во  ВХУТЕМАСе на монументальном отделении у Петрова-Водкина. С 30-х годов жила в  Загорске, где разрабатывала образцы игрушек, а живописью занималась «для себя».

 

Едена Ногаевская. Искусствовед по образованию, живописью занималась в студиях Лентулова и Удальцовой, была близка к бывшим «бубновалетовцам».

 

В этом поколении можно было бы назвать еще многих – в  экспозиции представлены Лев Жегин, Вера Пестель, Константин Зефиров, Иван Дмитриев и не только. Но посмотрим немного и на ту часть экспозиции, где начинается уже вторая половина ХХ века.

Любопытно, как влияние живописца передается иной раз и через поколение преподавателей. Вот Евгений Кравченко – он учился в Ташкентском художественном училище у Павла Мартакова, который, в свою очередь, был учеником Александра Николаевича Волкова.

 

Владимир Вейсберг и его «белое на белом».

 

Юрий Ларин.

 

Лев Тюленев – учился, что  интересно, у Сергея Герасимова, но от манеры того, слегка приправленной импрессионизмом, ушел достаточно далеко.

 

Из эпохи «сурового стиля» – Николай Андронов.

 

И Наталья Егоршина.

 

Владислав Ратнер.

 

Андрей Таль учился у Вейсберга. Был арестован во время проведения «Бульдозерной» выставки. В Союз художников смог вступить только  после 1989 года.

 

Скульптурные работы Анатолия Комелина.

 

Живописное полотно Ирины Старженецкой соседствует в  экспозиции с керамикой Галины Шилиной – и тут действительно несомненная перекличка.

 

Всех не покажешь – в экспозиции представлены также Наталья Нестерова, Олег Ланг, Андрей Гросицкий, Виктор Скалкин, Анатолий Слепышев, Александр Подколзин, Ирина Юдина, Владимир Башлыков, Николай Наседкин…

Есть тут и работы, созданные уже в XXI веке. Правда, среди их авторов – и продолжающие активно работать «ветераны», как Клара Голицына.

 

Еще из свеженького: московский пейзаж Ирины Марц (ученица Жилинского и Андрея Васнецова).

 

Скульптуры Елены Суровцевой.

 

Елена Горина и тема сада.

 

И, как видим, в музейных фондах появляется уже совсем молодое поколение – как Юлия Малинина, ученица по Суриковскому Татьяны Назаренко.

 

Это лишь небольшая часть данной экспозиции. Но надо сказать, что это и лишь небольшая часть того, что есть в музейных фондах. И эта часть фондов для музея очень важна, ведь над собиранием искусства ХХ столетия здесь на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 70-х годов, очень серьезно работали – так что позавидовать могут и столичные музеи.

Но пока это не постоянная экспозиция искусства ХХ века в  музее Нового Иерусалима, а лишь временная выставка. Продлится по 25 августа, так что стоит не затягивать с визитом – после на какое-то время работы снова уйдут в запасники. А окончательного варианта экспозиции придется еще подождать.

За прочими новостями музея следите на его сайте

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире