Текущий сезон обернулся, среди прочего, сезоном Гоголя. Причина – юбилей, хоть и не очень круглый: 210 лет со  дня рождения. Вот и Серпуховский историко-художественный музей решил эту дату отметить – а присовокупив еще и нынешний «Год театра» сделать акцент на  театральных – и не только – постановках по произведениям писателя.

Результатом стала выставка «Гоголь. Загадки гения».

 

Гоголевский проект в  Серпухове – межмузейный, в нем участвуют добрый десяток музеев, а также театры, киностудии и частные коллекционеры. Выставка представляет собой, с одной стороны, прослеживание биографии писателя – и потому начинается с  малороссийских видов и прочей этнографии мест, с которыми было связано его детство. 

 

Тут же – костюмы к фильму «Страшная месть».

 

К той же «Страшной мести» – иллюстрация Владимира Маковского (книжной иллюстрации тут вообще немало, и мы к ней будем периодически возвращаться).

 

И любопытная аллегорическая композиция XVIII века – на тему бренности бытия.

 

Любопытные же мемории – не только личное гоголевское перо, но и семейный «документ»: тетрадь кулинарных, лечебных и ветеринарных рецептов.

 

Куклы и декорации к  мультфильму «Ночь перед Рождеством». Тут же можно посмотреть на дисплее и сам мультфильм.

 

А вот и костюм кузнеца Вакулы из оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Но зачем рядом висят наушники? Оказывается, можно в них прослушать хоть всю оперу целиком.

 

А вот еще из книжного: иллюстрации графика Сергея Харламова к украинским повестям Гоголя.

 

Декорации к «Тарасу Бульбе», оказывается, делал даже Роберт Фальк.

 

Завершает украинскую тему в экспозиции одолженная Третьяковской галереей живописная работа с названием «Переправа Николая Васильевича Гоголя через Днепр». Имя же автора – А.И.Иванов – не очень внимательного зрителя первоначально может ввести в заблуждение. Нет, это не Александр Андреевич Иванов, известный по «Явлению Христа», а его – и  Гоголя – современник Антон Иванович Иванов.

 

Но и Александр Иванов в  экспозиции тоже присутствует – но уже в другой ее части, той, что посвящена Гоголю в Италии. Вот вам пара ивановских эскизов.

 

Италия вообще активно представлена видами Рима, Венеции и прочих городов, популярных в рамках тогдашнего Grand tour.

 

На следующем этапе зритель попадает уже в императорскую Россию. Классические персонажи «Ревизора» или «Мертвых душ» тут во всех видах – например, в керамике.

 

Куклы – персонажи мультфильма «Похождения Чичикова».

 

И уже классические графические образы, созданные Сергеем Алимовым.

 

Спектакль «Ревизор» и  оперу «Мертвые души» можно посмотреть (и послушать с помощью наушников), если прильнуть к размещенным в разных местах выставки театральным биноклям.

 

А вот прелестная находка из XIX столетия – домино с изображением персонажей все тех же «Мертвых душ».

 

Но завершается этот сюжет литографией с рисунка современника писателя, художника Александра Солоницкого: «Последние дни жизни Гоголя». То есть как раз сцена сожжения второго тома.

 

Выставка содержит еще немало секретов – и тут зрителю надо быть внимательным. Что бы означал, например, вот этот призыв?

 

А это, оказывается, возможность скачать тексты произведений Гоголя с помощью QR-кода. 

 

Всех секретов раскрывать не будем. А продлится выставка «Гоголь. Загадки гения» в Серпуховском музее до  конца июля.

 

О самом городе Серпухове можно также почитать здесь.  О собрании русского авангарда в его музее – здесь

Ну, и не забудем, что в  Музее русской иконы в Москве продолжается выставка икон из собрания Серпуховского историко-художественного музея.  

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире