В Музее-усадьбе Абрамцево, в «Домике Поленова», открылась выставка работ Павла Радимова. Художника, о  котором шутили: это последний передвижник и  первый АХРРовец.

 

Это поздний, незаконченный автопортрет художника. А вот  ранний, датируемый 1911 годом.

 

Родился Павел Радимов в семье сельского священника. Причем священниками были также его дед и прадед – так что неудивительно, что и Павла отправили учиться в духовную семинарию. Откуда он, проучившись четыре года, сбежал.

Сбежал причем в буквальном смысле – отец был категорически против. Однако сын поступает на филологический факультет. И сам начинает писать стихи – выходят его первые книги. Радимов общается с Есениным, с Маяковским. В  стихах в основном воспевает природу – нередко гекзаметром.

 

Но этого мало – параллельно Павел Радимов учится живописи (в частности, берет уроки у Николая Фешина). И начинает показывать свои картины на  еще существовавших в то время выставках передвижников.

 

За эту картину – «Старый мезонин» – Радимова принимают в  1914 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок (рекомендуют его Поленов и Репин).

 

Дальше случается вообще любопытный поворот. В 1918 году именно Радимова избирают последним главой Товарищества. Последним – потому что через несколько лет не вписавшееся в новую жизнь объединение передвижников, несмотря на все организационные усилия своего молодого председателя, прекращает существование.

Но карьера Радимова-организатора на этом, тем не менее, не  заканчивается. Он становится одним из соучредителей нового объединения – АХРР, Ассоциации художников революционной России. Где отстаивает, впрочем, не  авангард, а принципы вполне реалистические.

 

Но что же пишет в это время наш «революционный» автор? В его полотнах 20-х годов – все та же деревня, причем далекая от пафоса социалистического строительства.

 

Однако есть среди работ этого периода и довольно – для прежнего Радимова – неожиданные. Как, например, «Выступление В.И.Ленина на IV конгрессе Коминтерна», а также сопутствующие ему этюдные портреты делегатов.

 

Но вот что вспоминал об этой истории сам Радимов: «Редактор газеты «Труд» при ВЦСПС дал мне пропуск на IV конгресс Коминтерна, состоявшийся в  Кремле. Наскоро сбитые из крепких досок столы, закрытые поверх сукном ослепительно красного цвета, давали при свете многочисленных электрических лампочек сложную цветовую игру от зеленых абажуров. Это заинтересовало меня. И  я немедля сделал масляными красками этюд зала…» 

 

В начале 30-х у Радимова появляется немалая серия работ на  темы Востока – результат входивших тогда в моду «творческих поездок».

 

Но Радимов еще – и свой человек для Абрамцева. Нет, он не бывал здесь во времена Саввы Мамонтова. Впервые Павел Радимов приехал сюда в  организованный в усадьбе «дом отдыха работников искусства». И даже, согласно архивным документам, принял участие в устроенной здесь выставке.

 

Среди архитектурно-пейзажных этюдов Радимова этого времени – немало видов Абрамцева и окрестностей.

 

В общем, увлекшись здешней природой, Радимов выступает инициатором устройства поселка для художников – своеобразного продолжения традиций старого Абрамцева. И действительно добивается разрешения на создание «дачно-строительного кооператива» неподалеку от усадьбы, на противоположном берегу речки Вори. Поселок получит у художников название «Ново-Абрамцево». Сохранился и его первый план.

 

Интересно, что при всей своей активности сначала в АХРР, потом в созданном после 1932 года Союзе художников, Павел Радимов умудрялся избегать идеологизированных сюжетов. Скорее наоборот – вот, например, какой «Портрет колхозника» он пишет в 1938 году. 

 

Тогда же художник пишет виды Сергиево-Посадской лавры, Хотьковского монастыря, других религиозных объектов – словом, вещи по тем временам совершенно неуместные. А свой архив 1910-х – 1920-х годов на всякой случай частично сжег – о чем теперь, разумеется, жалеют исследователи его творчества, да и всей той эпохи. 

 

В последние годы жизни Павел Радимов возвращается к  излюбленной крестьянской теме. Вот его «Хоровод», написанный во второй половине 1950-х.

 

Выставка Павла Радимова открыта в Домике Поленова на  территории абрамцевской усадьбы и продлится до середины августа.

 

Ну, и еще одна абрамцевская новость. Рассказывая о дороге туда, я говорила о возможности пройти к музею пешком от железнодорожной станции Абрамцево.

 

Путь не столь уж далек – немногим более километра, – но сама тропа была не слишком легкой для пешехода (любопытствующие могут посмотреть архивные фотографии здесь). 

Так вот, сейчас тропу реконструировали. Вместо скользящей после дождя грунтовки здесь теперь надежная брусчатка. Ступени лестниц – когда-то земляные – тоже стали нескользящими и прочными. 

 

Над дорогой даже играет музыка.

 

Для отдыха местами установлены скамьи.

 

Информационные стенды рассказывают о жизни прежних обитателей абрамцевской усадьбы.

 

Прочный мостик встал и над речкой Ворей.

 

Словом, все бы хорошо, но надо все-таки иметь в виду: местность сильно пересеченная, так что придется преодолеть пару весьма длинных лестниц. Так что соразмеряйте свои силы (если решите, что путь слишком труден, лучше доехать до следующей железнодорожной станции Хотьково, откуда непосредственно к музею ходят автобусы и маршрутки).

 

Зато заблудиться на тропе практически невозможно – везде информационные указатели.

 

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире