Музей Нового Иерусалима открыл недавно выставку «Никейское чудо», посвященную работе реставраторов с произведениями церковного искусства. Открылась и новая часть постоянной экспозиции –  «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII-XX веков».

 

Выставка «Никейское чудо» построена вокруг образа – точнее, множественных образов – святого Николая Мирликийского. Для чего есть повод – два таких произведения из фондов музея недавно прошли сложную реставрацию.

Эта житийная икона с 20 клеймами, XVII века, ярославского письма, реставрировалась около трех лет. Вот как она выглядела до реставрации: утраты красочного слоя и грунта, нарушенная связь левкаса с доской, жесткий кракелюр с приподнятыми краями… Это не говоря уже об обычных поверхностных загрязнениях и поздних поновлениях.

 

А вот герои процесса – реставраторы музея Ирина Владимирова и Максим Григоров.


С подробным описанием процесса реставрации можно ознакомиться непосредственно в экспозиции.

 

Второе прошедшее реставрацию произведение – резная деревянная скульптура с полихромной росписью (Север, предположительная датировка – рубеж XVII-XVIII веков). Классическая иконография так называемого «Николы Можайского» (хотя в данном случае характерные для нее меч и храм в руках утрачены). 

 

Фотографии до реставрации (реставрационная работа в этом случае проводилась в Санкт-Петербурге, реставратор – Ирина Исаева). Из описания: нарушено крепление фрагментов скульптуры, отслоение и утрата левкаса, кракелюр, осыпи красочного слоя.

 

В этом случае также приводится подробное описание процесса реставрации.

 

Не следует думать, что скульптура была нехарактерна для русского церковного искусства, подчеркивают кураторы выставки. В экспозиции есть и другие ее примеры – как крайне интересный складень, где центральная скульптурная часть сопровождена живописными клеймами. Это начало XVIII века, Север (где, в противоположность московским новомодным веяниям, долгое время сохранялись старинные традиции).

]

 

И еще одна интересная скульптура из собрания музея «Новый Иерусалим» – так называемый «золотой Никола». Это центральная Россия, начало XIX века.

 

Наконец, в скульптурной части выставки есть и крайне неожиданная для многих работа из частного собрания – это ростовая скульптура в облачении. Сама скульптура датируется концом XVIII столетия, облачения же, понятно, могут быть какого угодно времени (в основном современные).


Оказывается, существует и такая традиция – скульптуры могут переоблачать к церковным праздникам и при проведении крестных ходов. В экспозиции представлены фотографии на этот счет.

 

Экспозиция дополнена и другими произведениями из фонда музея и частных собраний. Это и предметы декоративно-прикладного искусства с изображением святого Николая (меднолитые иконки, складни, даже пасхальные яйца), и, прежде всего, иконы – начиная от XVI века, а географически также представляющие разные школы (Москва, Центральная Россия, Поволжье, Север, Кострома, Тверь, Ярославль, Мстёра, Палех) и разную иконографию (Никола Можайский с мечом и храмои, Никола Зарайский с Евангелием, а также старообрядческие варианты).

 

Выставку открыли в конце декабря – «на Николу Зимнего» – и обещают продлить «до Николы Вешнего» (то есть, если я правильно понимаю, где-то до конца мая).

 

Еще новое в музее – экспозиция, посвященная истории строительства комплекса новоиерусалимского монастыря.

 

В главном здании Новоиерусалимского музея продолжается между тем выставка Пабло Пикассо, а в выставочном корпусе в парке – выставка «Новогодний калейдоскоп» (о них подробнее – здесь).

Вскоре нам обещают и новые проекты – например, выставку работ Бориса Кустодиева. Будем следить за информацией.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире