В деревне Никола-Ленивец в Калужской области прошел очередной фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». В списке авторов арт-объектов этого года значится семейство бобров.

Никола-Ленивец — это не шутка, это действительно такое название — можете посмотреть на карте.

Ну, а «стояние» тоже станет понятным, если сказать, что деревня стоит на берегу реки Угра. О точном месте стояния на реке Угре в XV веке здешние населенные пункты спорят до сих пор, и Никола-Ленивец — один из претендентов.

Фестивалю как таковому уже добрый десяток лет, но вот сами, говоря по ученому, ландшафтные объекты стали появляться здесь раньше, силами местных жителей и дачников — художников и архитекторов. Дачники объявились здесь на рубеже 80-х — 90-х. А подтолкнул всех даже еще не к фестивалю, а к созданию тех самых объектов художник Николай Полисский — можно сказать, отец-основатель этой истории.

Некоторые объекты были эфемерными, другие задержались надолго. Вот один из ранних и всеми любимых — «Маяк» на берегу Угры.

Вообще оттуда, от берега, и стоит начинать ориентировку. Самый же заметный ориентир — церковь, выстроенная в начале XIX века на средства местного помещика Муромцева.

Понятно, что в советские времена церковь закрыли и использовали для каких-то хозяйственных нужд. Отчего она пришла в негодность. В начале 2000-х архитекторы и художники разработали проект реставрации и даже нашли спонсора. В результате здание вновь обрело крышу и окна — говоря профессиональным языком, «закрыли контур», спасая строение от воздействия непогоды.

Правда, когда о результатах реставрации радостно доложили местной епархии, там интереса к памятнику не проявили — дескать, жителей, особенно постоянных, в деревне немного, приход создавать смысла нет. Внутренней реставрации не случилось. Так здание и стоит, и туристы умудряются проникать внутрь. Хотя непонятно — или здесь все-таки проводят какие-то службы (на что намекает наличие импровизированного аналоя)?

Но посмотрим еще несколько объектов — сначала из «стареньких». Вот «Николино ухо» (2006 год, когда прошел первый фестиваль) — оно ориентировано в сторону реки, изолирует от шумов деревни и предназначено для того, чтобы «слушать тишину».

А забраться туда на самом деле просто — с другой стороны есть лестница.

Годом позже появился «Павильон шишек». Ими действительно заполнен весь объем внутри металлических конструкций. Всего ушло около 50 кубометров шишек, которые долго собирали по окрестным лесам.

Когда поставили этого журавля для колодца, я уже точно и не помню.

Вот еще несколько авторских структур из давнего.

«Архстояние» в какой-то момент стало не только летним, но и зимним. Вот 2008 год: самый конец зимы. Точнее, даже начало марта (хорошо, что цифровые кадры сохраняют дату съемки). «Грачи прилетели».

Темнело тогда рано, что позволило устроить «огненные игры». Вот художник Александр Константинов готовится поджечь собственный архитектурный объект.

Тогда же на поле установили «Жар-птицу» (которую впрочем, тут же прозвали «медной курицей»).

А вот какой фейерверк она выдала с наступлением сумерек (а видео — еще лучше).

Лето того же года прошло под лозунгом «Ноев ковчег». По этому случаю состоялся сплав по реке Угре авторских плотов.

Это не брак ни фотоаппарата, ни фотографа. Это разразившийся будто точно по расписанию ливень — да такой, что ни на ком нитки сухой не осталось. Но плоты свою дистанцию прошли исправно.

Мой архив сохранил и другие последствия того дождя. Все машины, поставленные на стоянку на земле (а асфальта в Никола-Ленивце, кстати, и нет), тут же в пропитанной водой почве увязли. Пришлось потом общими силами вытаскивать. Но мужчины не подвели.

Самым заметным вкладом 2009 года стала «Ротонда». Большой, круглый в плане павильон в поле, он же бельведер с круговой панорамой.

С этим полем, кстати, вообще интересно. Его старались засевать каждый год растениями с цветками определенного цвета. В тот год это была гречиха. Позже как-то раз выбрали подсолнечник.

В этом году вроде бы выбран овес. Но за все годы тут перепутались все семена — вылезли местами и подсолнухи, и васильки, и еще бог знает что.

Разумеется, не все никола-ленивецкие объекты планировались как долговечные. Вспомним кое-что из «эфемерного».

Эффектный перформанс — попытка сшить землю, соединить канатами стороны оврага.

«Позолоченный телец». На его презентацию специально пригласили стадо коров.

Рядом там видна «Гиперболоидная градирня».

А в лесу — «Воздушный порт».

В 2010 году появились внушительные «Мостки» (вещь полезная, поскольку места болотистые). Разнообразных мостов и настилов по этой причине будет еще много.

Объект 2011 года: «Стена сарая». В темноте прекрасно подходит для видеопроекций, а днем перед ней можно просто отдохнуть.

2012 год: «Штурм неба». Признаюсь, туда я лезть не рискнула — но храбрецов нашлось немало.

Куда удобней в этом смысле появившийся в 2014 году «Ленивый зиккурат» — тут тебе и внутреннее пространство для концертов и лекций, и возможность без особого риска обозревать окрестности сверху.

Продолжать воспоминания можно было бы еще долго — но, как говорят редакторы сайта, блог не резиновый. Поэтому перейду к объектам текущего года.

Это новый объект Николая Полисского — «Белые ворота».

Внизу, кстати, стоит большой металлический куб. Это копилка, и установлена она по делу. А дело в том, что арт-парк оказался в результате различных перипетий на двух территориях с разным статусом. Часть его — на территории Национального парка Угра (он же с 2002 года — биосферный резерват ЮНЕСКО), и здесь проблем вроде бы нет. Но другая часть — на территории частной. И поскольку она в недалеком времени, вероятно, сменит владельца, «Архстояние» мечтает территорию выкупить. В чем надеется и на содействие посетителей. Некоторые, как мы видим, уже вняли призыву.

Дальше в лес — а тут новая «шишка» (официально — «Теневой павильон», но вряд ли это название победит).

Но посмотрим, из чего она сделана. Оказывается, это металлические оборонительные щиты. А внутри прорастают еще такие же маленькие. Словом, работа не без намека.

А что это здесь народ собрался?

Какой-то люк в земле — даже псу любопытно.

А это «Убежище G-500» или закопанный гелендваген. На полном серьезе — машина внутри, а залезть можно через люк в крыше. Чем зрители с удовольствием и занимаются — аж очередь выстроилась.

Но я в самом начале сказала про бобров. Они оказались причастны к появлению на территории еще одного моста.

Нет, бобры построили, конечно, не его. Они, как свойственно бобрам, устроили плотину. В результате протекавший там маленький ручеек превратился в изрядное водное пространство.

А за этими кустами — внушительная бобровая хатка, ныне также нанесенная на план арт-парка.

Остается добавить, что хоть фестивали как таковые, с их перформансами, лекциями и вечерними концертами, достаточно коротки — всего несколько дней, — объекты-то никуда не деваются. Сейчас их уже больше сотни, немал и список авторов. Так что рекомендуется к осмотру в любое удобное время.

Но недаром один из авторов когда-то поставил указатель: «Прямо оно, вправо — это, влево — то». Разобраться в местоположении объектов на довольно большой территории стало не так-то просто. Разумные посетители уже давно делают это последовательно, с планом в руках.

Из полезных советов: имейте в виду, что местность болотистая, а после дождей гулять тут и вовсе непросто. Подбирайте обувь соответственно (не мешает прихватить и резиновые сапоги).

На природе летом, представьте, водятся комары. Подумайте о соответствующих средствах.

Для тех, кто поедет на автомобиле: с приближением к месту есть несколько изрядно разбитых кусков дороги. Проехать на городской машине, тем не менее, можно (проверено на себе), но будьте морально готовы.

Подробности дороги, планы местности, описание объектов можно найти на сайте Николо-Ленивца и на сайте фестиваля «Архстояние».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире