Если пройти или проехать по главной улице подмосковного села Федоскино, миновать деревянную церковь и пересечь по мостику речку, то впереди на холме откроется вот этот ну буквально пряничный домик. Это – с недавних пор – Московский областной музей народных художественных промыслов. С недавних, потому что лишь этим летом закончилась его реставрация – вот из такого состояния.

 

А между тем нынешнее здание музея с федоскинским лаковым промыслом связано напрямую. Это была усадьба купцов Лукутиных, владельцев здешнего производства. Тут же оно – производство – частично и размещалось. И в распоряжении реставраторов при восстановлении здания были не только фотодокументы конца XIX века, но и документ художественный. Причем сделанный на месте – на федоскинской шкатулке.


Ну, а это уже изображение сегодняшнее.

 

Архитектурный макет показывает состояние здешних мест в позапрошлом веке. И то, что сохранилось, выглядит практически неизменным.


Нет, мост, конечно, теперь другой, а напротив усадьбы выросло куда более внушительное здание фабрики. Но вот деревянная церковь – она была выстроена в 1870-х годах (кстати, на средства все тех же купцов Лукутиных) – по-прежнему на месте.


Церковь упомянута не просто к слову, а потому что она тоже сыграла свою роль во всей истории с музеем. Создавался он еще в середине 1980-х годов на общественных началах. Федоскинские художники сами отреставрировали тогда церковное здание (до того использовавшееся в качестве зернохранилища), и музей разместился в нем.

Но в начале 90-х церковь – простите за тавтологию – вернули церкви. Музею пришлось съехать, и за его новое помещение, а также официальный статус шла долгая борьба. Официально музей учредили как областной в 2003 году. Ну, а реставрация и подготовка экспозиции завершились только в этом. Осенью 2014 года музей народных художественных промыслов открылся для публики.

 

 

Конечно, в экспозиции ожидаешь увидеть прежде всего федоскинские лаковые шкатулки. Но начинается она совсем не с них. А со шкатулок китайских.

 

А вот это как раз удивлять не должно. Технология лакового покрытия, возникшая в Китае еще во II тысячелетии до нашей эры, в Европу пришла именно оттуда – где-то на рубеже XVII-XVIII веков. И стала весьма модной. А от подражания китайским сюжетам – «шинуазри» — европейцы перешли и к собственной тематике.

 

В России «китайский стиль» стал известен еще при Алексее Михайловиче – так, по имеющимся сведениям, были украшены некоторые покои дворца в Коломенском. Ну, а действительно мода на лаковые изделия возникла уже при Петре, когда даже приглашали мастеров «лакирного дела» из Голландии. Позже стали возникать и свои производства. А от копирования работ западноевропейских живописцев стали переходить к собственным сюжетам.

 

 

Ну, а теперь в наше Федоскино. В 1795 году московский купец Петр Коробов открыл здесь лаковое производство.

 

 

Да, вот именно. Ничего особо художественного – лаковые козырьки для военных головных уборов. Но заказы шли один за другим – была эпоха войн с Наполеоном, – и на этом наш купец, что называется, «поднялся». А поднявшись, стал задумываться и о чем-то более эстетичном.

Сначала производились вещи самые простые – табакерки и шкатулки с наклеенными гравюрами.

 

А потом возникла и собственная школа росписи.

 

Расцвет лаковой миниатюры в Федоскине отсчитывают с середины XIX века. Тогда производство перешло в руки зятя купца Коробова – Петра Лукутина. И до начала ХХ века фабрика оставалась в руках лукутинской династии (причем для последнего поколения она уже не имела материального значения – Николай Александрович Лукутин стал крупным промышленником, а федоскинское производство поддерживал скорее из художественного интереса).

В это время сложились традиционные сюжеты «а-ля рюсс» – тройки, хороводы, сцены у самовара. Которые доживут практически в неизменном виде и до наших дней.

 

Вот так могла выглядеть в усадебном доме хозяйская комната (вещи подлинные, их передали в музей потомки Лукутиных). Обратите внимание – письменный прибор на столе тоже с лаковой росписью.

 

Не менее любопытна контора приказчика – главного человека, который управлял процессом на фабрике. Он принимал заказы, распределял работу, закупал необходимые материалы.

 

Сохранились и документы внутреннего регламента – работникам, в частности, давали жилье с участком земли под огород, обеспечивали дровами. В распорядке дня прописывали два перерыва — на обед и чай. Учеников школы при фабрике еще и бесплатно кормили и обеспечивали одеждой и обувью. Зато за «передачу на сторону» рисунков и оригиналов из мастерских грозили судебным преследованием.

 

Надо отметить, что создание лаковых шкатулок, миниатюр и прочих предметов – процесс долгий и поэтапный – нарезка картона, опиловка, грунтовка, шпаклевка, лакировка… Это не говоря о собственно живописи. Посмотреть на процесс вживе можно и сейчас – во время экскурсии на расположенную рядом федоскинскую фабрику лаковой живописи. А музей показывает мастерскую в виде инсталляции.


Сейчас, конечно, используют современные печи для сушки. Но многие операции могут оставаться только ручными.


А вот рабочее место художника. Тут тоже ничего принципиально не меняется – разве что лампы стали удобнее. Отличается же федоскинская живопись тем, что тут изначально пишут маслом – в отличие от Палеха, Мстёры и Холуя, которые сохраняли традицию темперной иконописи.

 

Но вернемся к истории промысла. Лукутинская фабрика прекратила свое существование в начале ХХ века, с кончиной последнего владельца. Прежние ее работники, посотрудничав какое-то время с другими производствами, предпочли объединиться в артель. Помогло им в этом земство, а также возникший тогда в Москве Кустарный музей.

 

 

И надо сказать, «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина» дожила до революции вполне успешно, собирая даже дипломы международных выставок.

 

Ну и что им было делать с этими боярышнями в кокошниках после революции? В первые послереволюционные годы артель действительно испытывала трудности. Выбраться сумели за счет введения новых сюжетов. Разумеется, идеологизированых – как романтическое отображение гражданской войны. Что сохранится на долгие десятилетия.


Тут же – радости коллективизации.

 

Сохранилась любопытная фотография 1935 года. Артель празднует свое 25-летие. Но на здании – том самом, ныне музейном – портреты отнюдь не основателей промысла. А вовсе даже основателей марксизма.

 

Конечно, портретные изображения – от Ленина с ходоками до матроса Железняка – тоже вошли в производственную обойму.

 

Даже русская красавица соединена в сюжете с красными флагами и кремлевскими звездами.

 

Здесь же – тема спорта.

 

Для художников – социалистические обязательства. Выполнить, к примеру, план на 103 процента.

 

Идеологизация проникала даже в такие традиционные сюжеты, как чаепитие. У самовара пионер читает старшему поколению газету.


А пионерка рядом с бабушкой вышивает что-то вроде красного флага.

 

Но конечно, сохранялись и сюжеты более традиционные. То есть цветы, тройки, хороводы, пейзажи – все это уцелело.

 Тут же – исторические и литературные сюжеты.

 

Интересно вошла в работу федоскинцев тема космоса – на пересечении с также популярной сказкой.

 

Ну, а когда предписанные сверху сюжеты ушли, все прежнее – никогда совсем и не уходившее – вернулось.

 

Есть в музее и зал для временных выставок. Первой из них стала персональная экспозиция федоскинского художника Сергея Монашова – педагога, основателя художественной династии, а главное, одного из энтузиастов создания музея.

 

В дальнейшем временные выставки будут, как предполагается, представлять и другие художественные промыслы московского региона. Ближайшая, в декабре, будет посвящена – что логично – елочным украшениям.

Ну, а посетить музей можно по следующему расписанию.


 

О селе Федоскине и федоскинской живописи читать также здесь и здесь.  

 

Как добраться: хотя это совсем недалеко от МКАДа, в данном случае удобнее все-таки автомобиль.

На автомобиле: выезд из Москвы по Дмитровскому шоссе. Поворот направо на 35-м километре (примерно 17 км от МКАДа) обозначен как на Федоскино-Аксаково. Далее по указателям, еще несколько километров.

Общественным транспортом: есть варианты электрички с автобусом и просто автобуса. Просто автобус – это № 271 от метро Алтуфьево. Электричкой от Савеловского вокзала можно доехать или до станции Лобня (оттуда до Федоскина автобусом № 42) или до станции Катуар (оттуда автобусом № 70). Однако в любом случае проблема с автобусами в том, что они ходят нечасто. Рекомендуется заранее посмотреть расписание в интернете.

 

 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире