moscowtravel

Путешествие по Подмосковью (блог передачи)

21 октября 2017

F

 

На выставку народных художественных промыслов сейчас не надо ехать далеко от Москвы. Такая экспозиция, под эгидой Ассоциации Народных художественных промыслов России, проходит в Манеже в самом центре города.

 

На выставке, среди прочего, представили образовательный проект «Азбука народной культуры». Он рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста и может существовать в школах в виде факультатива – пока же  опробуется в нескольких образовательных заведениях в порядке эксперимента. А на выставке – еще и в виде мастер-классов.

 

И вообще самое интересное на выставке – не только экспонаты, но и показы технологии.

 

Мастера по ходу дела охотно дают пояснения. На стенде подмосковного Федоскина зрителям объяснят, что их лаковая живопись отличается от Палеха и  Мстёры тем, что использует масляные краски, а не темперу (разница – в  прозрачности масла).

 

Удивит Гжель – в процессе росписи ее традиционный кобальт вовсе не синий. Синим он станет только после обжига.

 

Федоскино показало не только подносы, расписанные сегодняшними авторами, но и примеры из своей истории. Как, например, отметить 50-летие не то советской власти, не то еще чего-то в этом роде, если твоя традиция – главным образом цветы? Оказывается, можно вплести нужные элементы идейности в орнаментальную кайму.

 

Кстати, подмосковные фабрики народных художественных промыслов не только принимают у себя экскурсии (посмотреть на процесс), но и устраивают мастер-классы (можно попробовать расписать поднос-кувшин-шкатулку собственными ручками). Подробности ищите на соответствующих сайтах.

Ну, и конечно, народные костюмы, расписные матрешки, резьба по дереву и все прочее, что приходит в голову при словах «народные промыслы», тоже представлены.

 

Время от времени народ развлекают также песнями, плясками и  прочими увеселениями.

 

Однако на выставку народных промыслов в Манеже желающим надо поторопиться – она открыта только по 25 октября включительно. Правда, вскоре в  Москве будет и другая возможность посмотреть на работы мастеров – не пройдет и  двух дней, как выставка подмосковных художников, из Федоскина, Жостова и  Павловского Посада, откроется в залах Российской государственной библиотеки по  искусству.

 

 

Две новых выставки открыл у себя в главном здании Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Одна называется «Искусство агитации», и легко догадаться, к какой годовщине она приурочена. И одновременно не может не вызывать удивления – все-таки собрание новоиерусалимского музея до сих пор представлялось нам как соединение материалов дореволюционной истории, произведений, реквизированных по окрестным усадьбам, и произведений авторов ХХ  века, далеких от соцреализма.

Но выясняется: если покопаться в фондах музея, то чего там только нет. В частности, отличная подборка плакатов революционного времени и  так называемого «агитфарфора» (все это, рассказывают музейщики, попало сюда в  50-х годах). 

 

Некоторые плакаты неожиданно перекликаются с актуальной действительностью.

 

В разделе фарфора – забавное сочетание «старой» формы и  «новой» росписи.

 

Несколько неожиданное оформление кружки «Ударнику».

 

А вот уже роспись вполне авангардная (середина 20-х, но  долго этот стиль не протянет).

 

Совершенный шедевр – «Свадьба в колхозе» знаменитого анималиста Алексея Сотникова. Это начало 50-х, и «правильный» соцреализм уже находится на излете.

 

Своими фондами в агитационной тематике музей Нового Иерусалима не ограничился. К организации выставки привлекли РОСИЗО – и оттуда поступило множество произведений живописи и скульптуры.

 

Тут стоит напомнить, что после расцвета и многообразия художественных объединений 20-х годов в начале 30-х, а конкретно в 1932 году, вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». С выставок изгоняются работы «формалистов». Исчезают всевозможные АХРРы и ОСТы. Несколько позже создается Всесоюзный комитет по делам искусств – дело надзора ставится на четкую организационную основу.

И вот, собственно, РОСИЗО как раз и предоставляет зрителю возможность взглянуть на результат этот организационной работы. Конечно, портреты вождей (причем доверялись они не кому попало, а авторам проверенным – таким, как, скажем, Александр Герасимов или Исаак Бродский).

 

Другим достается индустриальная тема. Особенно художники любят металлургию – тут можно позволить себе хоть какие-то колористические эффекты.

 

Не всем везет – приходится писать и такие скучноватые сюжеты, как «Погрузка леса» или «Заправка горючим и проверка моторов» (sic!).

 

Еще прелестные сюжеты второй половины 30-х годов – на тему «жить стало лучше…». И художники старательно создают образы продовольственного изобилия.

 

Групповой портрет стахановцев – оцените и коллективно зачитываемую газету, и натюрморт на столе.

 

«Выходной день» – не лишенный, впрочем, доли юмора.

 

Такая манера благополучно просуществует почти до конца 50-х. Вот из того времени – встреча советских пионеров и китайских школьников.

 

Ну, и известное налбандяновское – «Встреча руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции».

 

Итак, это «Искусство агитации». Экспозиция весьма внушительная, продлится до начала декабря.

 

Ну, а рядом, на том же этаже, открылась и персональная выставка Анатолия Слепышева – из фондов музея и из архива семьи. Вот тут уже – никакой агитации.

 

Обе эти выставки открылись в главном здании Новоиерусалимского музея. Там же, напомню, продолжается выставка «Привычки милой старины». Здесь же показывают и работы Константина Горбатова

В выставочном корпусе в парке две выставки: художественная – «Любимые мотивы. Живопись конца XIX – XX века из собрания музея «Новый Иерусалим» и  этнографическая «Будни и праздники русской деревни». 

 

 

В Переславле-Залесском, который всем нам памятен по ботику Петра Первого (о котором, вместе с его музеем, рассказ – здесь) и Плещееву озеру, есть и множество других музеев. Среди них – музей Александра Невского. Причем возник он не так давно – всего лишь пять лет назад.

Почему «всего лишь»? Действительно, можно удивляться. Александр Невский – одна из составных частей переславского бренда, а на главной площади города ему даже установлен памятник.

Для города Переславля, что находится в ближайшей к Москве части Ярославской области, музей Александра Невского более чем логичен – ведь это родной город Александра Ярославича. Но как составить персональную экспозицию о личности из XIII столетия, от которого так называемых «меморий» практически не осталось?

Нет, понятно, биографические данные тут есть – вот вам, например, генеалогическое древо.

Но главное – человека тут решили показать через его время. А само время – через археологию.

Находки близ Переславля и  в самом городе показывают: здесь жили в X-XIII веках и славяне, и финно-угры.

Найденные при раскопках монеты свидетельствуют о довольно широких экономических связях. Вот новгородская серебряная гривна.

Монеты Золотой Орды (что достаточно логично).

Но рядом – и арабские дирхемы с характерной вязью.

А также пражские гроши.

Но куда больше оказалось находок военного характера.

Ничего удивительного тут нет: город, бывший довольно важным для Северо-Восточной Руси опорным пунктом, неоднократно подвергался осаде – а бывало, что захватчики его и жгли. Особенности местных почв помогали сохранить металлические предметы – в болоте неподалеку от  Переславля отыскалась даже практически целая кольчуга.

Технология была знакома и  воинам Золотой Орды – вот их кольчужный шлем.

А вот форма наконечников стрел была разной. Вот русские.

Среди ордынских встречались наконечники трехгранной формы. Но их главное назначение было не  боевым. Если приглядеться, в лепестках можно увидеть небольшие дырочки – при полете они издавали своеобразный воющий звук. Словом, древнее психологическое оружие.

А вот боевые наконечники стрел у ордынцев напоминали гарпун – в результате при ранении их было крайне трудно извлечь. Потому, говорят музейщики, русские воины и предпочитали ближний бой.

Кстати, об оружии ближнего боя: это были меч, кистень и топор. Боевые топоры довольно просто отличить по форме от хозяйственных: они имеют крючковатую форму – благодаря этому противника можно было зацепить за броню и сбросить с коня. 

А кистень, если кто не  знает – это вот эта штука. От его применения пошел давно изменивший значение глагол «ошеломить» – изначально это значило в буквальном смысле оглушить противника, ударив по шлему. 

Ну, а это уже реконструкция. Слева направо: тевтонский, русский и ордынский воины.  

Ну, а вот так, по  предположению живописца, выглядело русское войско перед походом.

Отдельная диорама представляет Невскую битву – которая, собственно, и принесла Александру Ярославичу его прозвище.

Но один предмет, непосредственно связанный с князем, в экспозиции все-таки есть: это его личная, так называемая «вислая» печать. Подлинник.

В увеличенном изображении – аверс и реверс.

Город Переславль того времени, когда в нем княжил Ярослав Всеволодович и родился его сын Александр, выглядел вот так.

Сейчас от всей средневековой застройки сохранился только белокаменный Спасо-Преображенский храм XII века – в нем, собственно, княжича Александра и крестили.

Сотрудники музея посетителей любят и с удовольствием расскажут еще немало любопытностей.

Музей Александра Невского расположен прямо напротив основного комплекса Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (бывший Успенский Горицкий монастырь, упраздненный в 1774 году, а в 1919-м превращенный в музей).

Но пора двигаться к  главной площади. Приятное известие для тех, кто еще некоторое время назад не  мог попасть внутрь средневекового храма: его реставрация завершилась, леса сняты.

Об Александре напоминает не только монумент, но и мемориальная доска.

Но самое главное – теперь можно зайти внутрь храма и осмотреть его крестово-купольную структуру.

На той же площади – и  церковь Александра Невского. Это уже XVIII век.

Но вернемся в  средневековье. От него сохранились и окружавшие когда-то город земляные валы – теперь место для прогулок.

Любопытное место для прогулок – и берега протекающей рядом речки Трубеж. По ним можно дойти и до Плещеева озера.

Ну, а музеев в Переславле-Залесском просто какое-то невероятное количество. Глядишь в одну сторону – Музей утюга. Глядишь в другую – Музей радио. А там еще и еще… Так что в этот город придется еще не раз вернуться.

 

В Музее-усадьбе Абрамцево, в Доме Поленова, открылась выставка, посвященная Елизавете Мамонтовой. Приурочена к 170-летию со дня ее  рождения.

 

Елизавета Григорьевна Мамонтова – жена промышленника и  мецената Саввы Мамонтова. Вот ее портрет в юности.

 

А вот графический портрет работы Валентина Серова (он также представлен на выставке).

 

Вот разнообразные личные вещицы – документы, дневник, чашечка с вензелем ЕМ…

 

Ну, и понятно, дама была образованная, музицировала, науками увлекалась. Но согласитесь, что роль жены известной личности – это само по себе не повод посвящать ей отдельную выставку. Чем же отличилась супруга Саввы Мамонтова?

Так вот об этом и экспозиция. Дело в том, что Елизавета Григорьевна решила дать окрестным крестьянам профессию – и заодно возродить старинный промысел резьбы по дереву (а усадьба Абрамцево расположена недалеко от Сергиева Посада и Богородского, где этот промысел, собственно, традиционно и  развивался). Привлекла к делу Елену Поленову и других бывавших в усадьбе художников, объезжала соседние губернии в поисках интересных образцов резьбы. В  результате в Абрамцеве сложилась целая коллекция – тут и забавное подобие лубка, и вещи очень тонкой работы.

 

В результате вокруг Абрамцева сложилась сначала школа, а  потом и целые артели резчиков. И вот уже их работы (нередко по эскизам профессионалов, чаще всего Елены Поленовой).

 

Нынешний Абрамцевский художественно промышленный колледж, готовящий мастеров декоративно-прикладного искусства, ведет отсчет своей истории именно от школы, учрежденной Елизаветой Григорьевной Мамонтовой.

Ну, а выставка, ей посвященная, продлится в Абрамцеве до  конца октября.

 

Вы, вероятно, спросите – а настала ли в Абрамцеве, и вообще в Подмосковье, привычная для этого времени «золотая осень»?

Что интересно: после нынешнего холодного и дождливого лета деревья почему-то не очень торопятся менять цвет своих листьев.

 

О зверье: в усадебном парке привычно прыгают белочки. В  пруду можно заметить вот таких любопытных зверушек.

 

И похоже, в округе завелись бобры – о чем свидетельствует вид некоторых деревьев.

 

Но все-таки на красивую золотую осень мы, наверно, в скором времени можем рассчитывать (если, конечно, внезапно не наступит зима). В любом случае – не бойтесь и в это время выбираться за город.  :)

 


 

Через эту подмосковную территорию пролетают журавли — весной с юга на север, а осенью с севера на юг. И останавливаются на отдых и кормежку как раз близ Талдома — а все потому, что это места болотистые, а журавлям только того и надо. Ну, а за журавлями, понятно, наблюдают биологи.

В природном заказнике «Журавлиная родина», в Талдомском районе на севере Подмосковья, прошел традиционный День журавля. Точнее, праздник прощания с журавлями.

Разумеется, официальная часть здесь — не главная. Главное — рассказ специалистов о журавлях и о здешней природе. Ну, и многочисленные мастер-классы для детей.

Да, и музей тут тоже есть — музей болот. Болота, кстати, очень полезная разновидность природного ландшафта, а их осушение вовсе не так полезно, рассказывают специалисты. Здесь для экскурсии на болото проложена специальная экологическая тропа.

Но о болотах чуть позже, вернемся к журавлям. Погодные условия этого лета оказали воздействие не только на людей, говорит директор заказника «Журавлиная родина» Ольга Гринченко (подробнее ее рассказ — в  передаче от 24 сентября). Не только сам пролет журавлей в этом сезоне сдвинулся, но и те  птицы, что летят с севера, выглядят более слабыми, чем гнездовавшие в  Подмосковье.

Журавли — птицы осторожные, наблюдать за ними можно только с  расстояния. В заказнике для этого оборудованы специальные площадки, куда и сопровождают экскурсантов. К полям, где, собственно, и кормятся пролетающие журавли.

Для наблюдения за птицами экскурсантам выдают бинокли. Если же смотреть невооруженным взглядом, то вот те  светло-серые точки на кромке леса — это они, журавли, и есть.

А вот кадры, сделанные профессионалами биостанции. Такое обычно снимается из укрытия.

Больше птичьих картинок см. на сайте заказника «Журавлиная родина». И вот вам еще и немного видео.

Экскурсия между тем отправляется на болото (не волнуйтесь, не утонете — там проложена специальная тропа).

Вот это багульник — типичное растение для болота.

Считаем мутовки у сосен, чтобы определить их возраст. Оказывается, деревце высотой не более метра может иметь возраст более полувека.

Высокие сосны, которые растут в других условиях по краю болота, могут оказаться моложе тех крошек.

И конечно, болотная классика — клюква. Пока еще недозрелая.

Но попробовать все равно очень хочется. Дегустация производится только на указанной экскурсоводом безопасной поляне — увязнуть нельзя, но ноги промочить рискуете (растущий на болотах мох сфагнум удерживает в себе много воды). Но это если пару ягодок — а вот сбор грибов и ягод в заказнике запрещен.

А тем временем лекционный зал под открытым небом уже занимает следующая группа со своим экскурсоводом.

Вообще посещение различных природных заповедников, заказников и биостанций — дело очень любопытное. Правда, добраться туда — что естественно, это места отдаленные от городов — для неавтомобилистов бывает не  так просто. В этот раз случилось познакомиться с новым проектом — «экоэлектричкой», то  есть групповой экскурсией, которая начинается на поезде, а продолжается на  автобусе. Главное в этой идее — таким образом удается миновать традиционные подмосковные пробки.

Напомню между тем, что в музее Сергиева Посада продолжается выставка «Журавлиная родина», посвященная как собственно заказнику и журавлям, так и  писателю Михаилу Пришвину, фактически первому защитнику здешней природы.

Ну, а за расписанием экскурсий в «Журавлиной родине» и  прочими событиями следите на сайте заказника. Шанс увидеть журавлей пока еще есть. А другие тематические экскурсии продолжаются почти круглый год.

 

В Музее-усадьбе Абрамцево много новостей. Несомненно, главная среди них – недавнее появление в экспозиции главного усадебного дома вот этой картины.

 

Это пейзаж из коллекции Саввы Мамонтова, работы предположительно Гюстава Курбе. Картина вернулась после реставрации из ВХНРЦ им. Грабаря.

Ну и что? – спросите вы. Для музейных экспонатов реставрация – обычное, в общем-то, дело. Даже если состояние работы было сложным (а оно было – повреждение холста, осыпи краски и так далее).

Но напомню, что в Центре Грабаря несколько лет назад случился пожар. К тому времени работа над абрамцевским пейзажем там была почти  завершена – но отправить ее обратно еще не успели. И полотно подверглось воздействию одновременно высокой температуры и воды. В результате покрывавший его лак «вскипел» и побелел – изображения практически не было видно (описание всей этой жути лучше послушайте непосредственно в передаче в комментарии работавшего над картиной реставратора).

И вот еще несколько лет работы – и картине удалось вернуть экспозиционный вид.

 

И вот герои этого процесса – художник-реставратор Сергей Леваев и зав. отделом реставрации масляной живописи Надежда Кошкина.

 

Теперь можно подумать и об окончательной атрибуции картины – по действующей версии, напомню, это Гюстав Курбе. Ну, а видеть работу можно в  главном доме усадьбы.

 

Теперь о выставках. В Домике Поленова на территории усадьбы открыта выставка «Правда наготы» – жанр ню в русской живописи середины ХХ века.

 

Из фондов музея здесь представлены иллюстрации Николая Кузьмина к «Метаморфозам» Овидия. 

 

Советский классик Семен Чуйков (на самом деле вхутемасовец и  ученик Фалька) тоже, как выяснилось, не чурался жанра «ню».

 

Работы Виталия Горяева предоставлены из архива семьи.

 

Наконец, в музейном отделе декоративно-прикладного искусства, в городе Хотьково, представлена выставка скульптора Анатолия Сысолова, приуроченная к его 80-летию.

 

Как нетрудно догадаться, получилась ретроспектива. Тут и  эскизы монументальных произведений советского времени, и портреты, и резная деревянная икона-рельеф (техника, которой автор увлекся в 80-х), и работы недавние, посвященные людям искусства (Лермонтов, Серов, Алябьев и многие прочие).  

 

А вот эта фигура, несколько таинственно установленная в  контржуре, оказалась, представьте, президентом Российской Федерации.

 

В скором времени Абрамцевский музей обещает еще выставки. О  чем в свое время и расскажу.

 

 

10 сентября 2017

Бородино и кондитеры

 

В Музее-заповеднике «Бородинское поле» прошел традиционный военно-исторический фестиваль «День Бородина». Но вот никак я не предполагала начинать рассказ о нем с темы кондитерской. Однако приходится.

 

В здании визит-центра открыли выставку «Время славы и  восторгов» – и она числится выставкой одного экспоната. Хотя на самом деле это большая, многоярусная и многокомпонентная инсталляция, и она воспроизводит часть – всего лишь часть! – декоративной десертной композиции с приема, который устроил на Венском конгрессе российский император Александр I. Только сахарной пудры на это ушло 70 килограммов, сахарных цветов сделано больше тысячи.

 

Автор кулинарного шедевра – мастер-кондитер Алдис Бричевс. Все это создано им по старинной технологии и только вручную.

 

То, что выставлено в музее – не просто стилизация. Тут есть серьезная документальная основа. А именно – старинная гравюра, воспроизводящая декоративную горку с тематическими десертами.

 

Остается добавить, что особая технология изготовления позволяет этим выставочным кондитерским работам стоять долго. Так что при посещении Бородина мы еще несколько месяцев сможем на них смотреть.

 

Как всегда на Днях Бородина, большинство зрителей приехало пораньше. И правильно – это дает возможность не только посмотреть на  реконструкцию боевых эпизодов, но и посетить бивуак и познакомиться с военным бытом начала XIX века. И это не только подготовка к боям, но и весьма основательное хозяйство.

 

И конечно, активно посещали и постоянную экспозицию музея.

 

Но вернемся к самой реконструкции. Больше тысячи участников, и не только из России – в Бородино в этом голу приехали также военно-исторические клубы из Белоруссии, Англии, Франции, Бельгии, Чехии, Германии. И это люди самых разных возрастов и разных профессий.

 

Ну, а за новыми планами Бородина следите по сообщениям на  музейном сайте. Новые события ожидаются уже этой осенью.

 

«Журавлиная родина» – это природный заказник на северо-востоке Московской области, близ Талдома. Здесь сохраняются места обитания редких видов животных и растений. Здесь же  останавливаются на пролете журавли и другие перелетные птицы. Территорию изучают ученые из МГУ.

 

Однако начнем мы не с  самого заказника, а с музея в Сергиевом Посаде. Здесь, в краеведческом корпусе, открыта выставка «Журавлиная родина».

 

Какое отношение, спросите вы, имеет сергиево-посадский музей к журавлям? Ну, во-первых, природный заказник захватывает территорию не только Талдомского, но и Сергиево-Посадского района.

 

Так что в Сергиевом Посаде тоже с полным основанием изучают природу заказника.

 

А во-вторых, с Сергиевым Посадом связано имя писателя Михаила Пришвина – который, собственно, и назвал первым здешние места «журавлиной родиной». Поэтому экспозиция посвящена не  только журавлям, но и Пришвину.

 

Эту выставку можно будет посмотреть до конца года.

 

Впрочем, стоит воспользоваться ситуацией и познакомиться также с основной экспозицией краеведческого корпуса. В основном она охватывает жизнь города в XIX-XX столетиях.

 

Напомню, выставка «Журавлиная родина» открыта в краеведческом корпусе Сергиево-Посадского музея-заповедника. Информацию о прочих музейных программах ищите на его сайте

 

Ну, а теперь к самому заказнику. Сентябрь здесь – как раз время пролета журавлей и других птиц. И как раз сейчас на них, остановившихся на время для кормежки на местных полях,  можно посмотреть. И поэтому в сентябре объявляют «Фестиваль журавля» с экскурсиями, лекциями и праздниками.

 

Подробное расписание экскурсий в заказнике «Журавлиная родина», а также прочую информацию ищите на его сайте. Еще немного фотографий с одного из прошлых фестивалей смотрите здесь.


Ну, и вот вам с сайта заказника немного журавлиного видео.

 

Музей-заповедник «Бородинское поле» обещает нам в ближайшее время событие традиционное – военно-исторический фестиваль «День Бородина», а  также новость – открытие новой музейной экспозиции в воссозданном здании императорского путевого дворца в селе Бородино.

 

Но сначала несколько слов о самом селе. Оно оказалось в 1812 году в самом центре событий, и от него тогда не осталось практически ничего – все дома были разобраны на бревна для строительства укреплений. Что, кстати, отразил в своих воспоминаниях один из героев войны 1812 года, знаменитый гусар Денис Давыдов. Которому не так давно в Бородине поставили памятник. 

 

Почему именно ему? Тут ситуация несколько особая – дело в  том, что село Бородино принадлежало деду Давыдова по материнской линии, генерал-аншефу Евдокиму Щербинину. И силуэт той исчезнувшей усадьбы отображен на памятнике.

 

От всего этого сохранилась разве что церковь постройки рубежа XVII-XVIII веков – которая также была тогда серьезно повреждена артобстрелом.

 

Ну так вот, через четверть века после событий на Бородинском поле – именно тогда здесь и начались первые памятные мероприятия – усадьба была выкуплена Николаем I у наследников генерала Щербинина на имя цесаревича Александра (будущего Александра II), которому и поручили заниматься увековечением памяти героев 1812 года. Усадебный дом был перестроен в двухэтажный дворец , который играл по случаю разнообразных официальных мероприятий роль путевого, для размещения царственных особ и свиты. Ну, а в остальное время был открыт для посещения и осмотра хранившихся здесь реликвий времен войны с Наполеоном.   

 

Только это не тот самый дворец, что построили в 1839 году. Тот сгорел во время другой войны – в 1941-м. И несколько последних лет шло его восстановление – с намерением устроить в основном здании музейную экспозицию, а  во флигелях – фондохранилище.

 

У дворца, кстати, можно видеть бюст Александра II. И он также не  исторический (прежний был снесен в 1918 году), а воссозданный.

 

Ну так вот, сейчас нам обещают, наконец, открыть в  Бородинском дворце экспозицию. О чем подробнее расскажу как только, так сразу. :)

[

 

Между тем нельзя не упомянуть об одной только что открывшейся выставке – «От Бородинского поля до Елисейских полей». Правда, не в Бородине, а в Москве, в Библиотеке иностранной литературы. Не удивляйтесь – это совместный проект библиотеки и музея. Из музея-заповедника сюда прибыли предметы, найденные на Бородинском поле, а также живопись и графика XIX века, предметы военной формы и амуниции, даже миниатюрные солдатики, изображающие воинов той эпохи. Ну, а библиотека, со своей стороны, показала крайне  интересные издания, посвященные наполеоновским войнам. И все это еще снабжено «дополненной реальностью».

 

Кстати, вход на выставку свободный, и для этого даже не  нужно быть обладателем читательского билета ВГБИЛ.

 

Ну, а теперь к предстоящему фестивалю «День Бородина». Он по традиции проходит в первые выходные сентября, то есть в этом году – 2 и 3 сентября. В первый день, в субботу, можно будет осмотреть бивуаки русской и  французской армий, а также присутствовать на репетициях моментов сражения и  посетить интерактивные площадки.

 

Основной день собственно военно-исторической реконструкции – это воскресенье, когда и произойдет показ эпизодов Бородинской битвы.

Ну, и вот вам несколько кадров с реконструкций прошлых лет.

 

Подробности же о предстоящем фестивале ищите на сайте музея

 

Cлушать

 

В Муранове состоялся очередной День варенья.

 

По традиции «День варенья» проходит в в Муранове середине августа. И также по традиции (усадьба все-таки помнит имена Боратынского и Тютчева!) связан с литературной тематикой – например, здесь регулярно проходит викторина по теме варенья в русской литературе. И конечно, присутствуют книжные развалы.

 

Ну, а главное для публики – мастер-классы вареньеваров с последующей дегустацией. 

 

Вареньевар Мария Свешникова представила «любимый рецепт Александра Тютчева» (это племянник поэта, который, по легенде, женился на простой крестьянке, прельстившись ее  кулинарными способностями).

 

Основные ингредиенты: груши и лимоны.

 

А теперь подробности: для начала из груш вырезается сердцевина и отправляется в воде на огонь (цель этого процесса – извлечь содержащийся там пектин). Обратим также внимание на  отправленную в воду сеточку для заварки: внутри там звездочки бадьяна (а в  сеточке они для того, чтобы проще потом вытащить).

 

Из лимонов между тем выжимается сок, которым заливается мелко нарезанная груша. Надо помешать, а еще лучше – оставить постоять часа на два.

 

Сердцевины груш вместе с  бадьяном извлекаются между тем из воды. Она же послужит для изготовления сиропа: кладется сахар и доводится до кипения. После чего в сироп кладется и  варится пропитанная лимонным соком груша.

 

И финальный штрих: розовый перец (его кладется совсем немного).

 

А вот совет от  вареньевара Хатуны Иронти по поводу варенья из абрикосов с ядрышками внутри: абрикосы надо только слегка надрезать, чтобы вытащить косточки. А потом через те же надрезы вставить ядрышки обратно.

 

На этом Дне варенья случилась и экзотика: на фестиваль прибыли сыровары – и показали, как запекать с вареньем камамбер.

 

Для начала на крышечке сыра делаются надрезы в виде сеточки.

 

Сверху посыпается травами, орешками – это уже дело фантазии.

 

Потом сверху кладется варенье (тут опять-таки можно поэкспеиментировать) – и в духовку.

 

Рецептура, как видим, фиксируется всеми возможными техническими средствами.

 

А теперь то, ради чего я  поставила обозначение «18+» (по той же причине фотографий с подробностями не  будет). Рецепт от вареньевара Марии Дидуренко – варенье из роз с розовым вином. Так что, дети, дальше не читайте.  :)

 

Скорее, говорит Мария, это даже не варенье, а джем-желе. Берется полтора литра сухого розового вина. После нагревания – когда только начинает закипать – кладется 50 граммов розовых лепестков (их следует перед этим помять).  После закипания добавить килограмм сахара и 45 граммов пектина, перемешанных вместе (это еще одна маленькая хитрость вареньеваров, чтобы из  пектина не образовывались комки). Вновь довести до кипения – и все готово. Но  детям давать не следует!  :)

 

Еще в традициях мурановских Дней варенья – концерт на веранде.

 

И разнообразные мастер-классы.

 

Свой мастер-класс провел и уже известный нам Музей столярных инструментов. Причем поработать с деревом, что любопытно, рвались не только отроки, но и отроковицы.

 

Во время мурановских дней варенья проходил и конкурс зрительских симпатий – скоро узнаем, какое варенье стало на этом фестивале рецептом года.

 

А вот тут можно посмотреть некоторые мурановские рецепты прошлых лет:  201420152016

В Муранове продолжается выставка «Ботаник», посвященная просветителю Сергею Рачинскому.

Информацию о других планах музея ищите на его сайте

 

 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире