События в Бирюлеве не только продемонстрировали неспособность власти контролировать протест, но и показали, что власть испытывает страх перед бунтом в Москве. Этот страх проявился и во время бунта, и после.

Но главное не это. Страх или что-то другое, например, понимание необходимости реформ, заставили власть продемонстрировать готовность прислушаться к населению, рассмотреть его инициативы. Так, московские власти заявили о готовности поддержать инициативу по созданию в Бирюлево, следовательно, и в других районах Москвы, народных дружин из местных жителей для патрулирования улиц в вечерние часы.

Это очень важный момент. Сейчас необходимо не упустить предоставленный шанс и не только создать ДНД, со штабом, структурой, необходимым юридическим оформлением, но и выступить с другими инициативами, способными стать основой для создания новых структур, представляющих интересов населения.

Это принципиальный вопрос, который имеет политическое значение. Городская власть в Москве не является реальным представителем населения города, какими бы «демократическими» выборами ни пытались прикрыть эту истину. Власть представляет интересы правящих политических и бизнес кланов. Обратная связь с населением практически отсутствует, а если и есть, то используется для отслеживания и контроля настроений москвичей для предотвращения несанкционированных протестных выступлений.

Готовность префектуры поддержать инициативу граждан о создании ДНД  говорит о том, что власть готова переложить часть своих функций и ответственности на население. И населению необходимо принять некоторые функции и, конечно, некоторую ответственность. Если население в Бирюлево это сделает, то мы сможем говорить о новом качественном состоянии российского общества. Здесь может быть прорыв.

Важно не ограничиваться дружинами. Хотя дружины могут сыграть важную роль: они наведут порядок на  улицах в вечернее время, улучшат взаимодействие между населением и полицией и ограничат полицейский произвол, а в случае обострения ситуации станут тем ядром, которое сможет управлять толпой, предотвратить провокации, как со стороны спецслужб, так и со стороны экстремистов, например, националистов.

Однако, надо создать и другие формы самоорганизации населения. Например, районный Комитет народного контроля, то есть организацию по контролю со стороны жителей за ситуацией в районе и влиянию на ее развитие. КНК должен получить право запрашивать информацию о деятельности предприятий в районе, об арендуемых нелегалами квартирах, рассматривать жалобы, информировать правоохранительные органы и администрации управы и префектуры о нарушениях, требовать от них необходимых действий и решений, в том числе о возбуждении административных и уголовных дел. Требование о создании такого КНК должно быть выдвинуто и к префекту, и к Собянину, и к Мосгордуме, которые должны принять соответствующие решения.

КНК, как и ДНД, должны быть легитимны и юридически правильно оформлены. В этом вопросе особенно важно привлечь депутатов и руководство оппозиционных партий. Только общими усилиями можно сдвинуть вопрос о создании политических структур самоуправления.

Фактически, речь идет о создании альтернативной системы управления в районе. Эта система может сотрудничать с властями и помогать, если власть будет реально стремиться решить проблемы. Однако, если власть займет позицию противостояния с  жителями, то КНК и НД станут основой для дальнейшего развития местного самоуправления и защиты интересов москвичей. Далее этот опыт следует распространять по Москве и регионам России.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире