11:39 , 12 марта 2018

Все недовольны, а голосуют «за». Почему в СССР явка на выборах была столь высока

Накануне выборов все озабочены явкой — сколько людей придет на выборы. И всегда с ностальгией вспоминают советские времена: все приходили и все голосовали. И в самом деле почему? Давайте вспомним.

Через месяц после смерти Брежнева крупный партийный работник Георг Васильевич Мясников, словно подводя итоги его правления, записал в дневнике. Я цитирую:

«ШЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОЦИАЛИЗМА:

Безработицы нет, а никто не работает.

Никто не работает, а планы выполняются.

План выполняется, а в магазинах ничего нет.

В магазинах ничего нет, а холодильники полны.

Холодильники полны, а все недовольны.

Все недовольны, а голосуют «за»».

Замечено весьма остроумно. Необходимо только заметить, что холодильники были полными весьма условно. Они забивались всем, что удалось достать, — нужным и ненужным. Хватали не то, что хотелось купить, а то, что выбрасывали на прилавки.

И вот, что этот крупный партийный работник, человек очень образованный и талантливый, подметил относительно выборов. Все голосуют «за»... Характерная черта советского времени.

В те времена, напомню, выборы носили условный характер. Выбирать было не из кого. Люди думающие и тогда говорили о том, что это профанация, что нужно реально выбирать. Очень хорошо помню рассказ своего отца после встречи с Андроповым, который был тогда председателем КГБ.

Решив конкретный вопрос, Юрий Владимирович завел разговор на общие темы. Отец мой, человек очень откровенный и открытый, заговорил о том, что нужны перемены. Почему бы на выборах выдвигать не одного кандидата в депутаты, а как минимум двоих? Как раз готовились очередные выборы в Верховный Совет…

Андропов слушал его очень внимательно и, услышав эти слова, переспросил:

 — Значит, вы тоже так считаете?

Отец ушел от Андропова, воодушевленный и уверенный в том, что нашел в лице Юрия Владимировича единомышленника. Он сильно ошибся. Потом выяснилось, что председатель КГБ считал любые политические реформы смертельно опасными для социалистического общества…

Так что в бюллетене красовалась только одна фамилия. Можно было ее вычеркнуть. Но практически никто этого не делал! Почему?

Считали, что, опуская бюллетень в ящик, исполняют важное государственное дело? Выборы — маленький праздник в череде серых будней. На избирательный участок приходили семьями, с детьми. Люди моего поколения, думаю, помнят. Играет бравурная музыка, торгуют бутербродами с копченой колбасой, которой в магазине не купишь. И на мгновение можно ощутить собственную значимость – один раз в несколько лет ты точно нужен государству. Милиционеры и члены избирательной комиссии непривычно любезны. Жалко, что ли, проголосовать?..

Или просто боялись? А вдруг как-то выяснят, что голосовал против? Стоит ли удивляться тому, что и в наши дни немалая часть народонаселения всегда голосует за действующую власть – любую власть?! Это тоже проявление страха. В небольших городах, поселках, деревнях люди не уверены в своих силах, не верят в собственный успех и оттого еще острее ощущают свою беззащитность и зависимость от власти!

Накануне по квартирам ходили подобранные райкомом партии агитаторы, уточняли списки избирателей и настойчиво приглашали голосовать — желательно с самого утра. Для местного начальства это было очень серьезно — надо было обеспечит явку любыми усилиями. Мой дедушка был сердечник, болел, к нему уже утром домой приходили с ящиком и бюллетенем, чтобы он поскорее проголосовал. Так что цифры явки и голосования вовсе не свидетельствуют о высокой политической активности. Это результат административных усилий или сохранившейся со старых времен привычки.

Кстати, в те времена жители запущенных донельзя коммунальных квартир могли иногда решить свои проблемы только благодаря выборам. Когда приходили агитаторы, жильцы требовали немедленно провести ремонт. Грозили вовсе не прийти на избирательный участок, если это не будет сделано. Милиция и КГБ были бессильны. Всемогущее советское государство отступало перед жильцами коммуналок, поддавалось на шантаж, потому что морально-политическое единство советского народа было важнее всего. Местные руководители головой отвечали за явку избирателей. Нежелание идти голосовать воспринималось как страшный бунт, опасный для самих основ…

Помню историю, которая иллюстрирует эту ситуацию. Был в советские времена получивший широкую известность драматург Анатолий Алексеевич Суров, надежда отечественной драматургии. Его пьесу «Зеленая улица» показали на лучшей сцене страны – Московского художественного театра. Пьеса получила сталинскую премию второй степени, и ее ставили многие театры во всей стране.

Но минута славы оказалась недолгой. Выяснилось, что сам Анатолий Суров писал только заявления и просьбы. Все пьесы сочиняли за него оказавшиеся в бедственном положении драматурги и критики! Те самые, кого он обличал в низкопоклонстве. Изгнанные с работы, лишенные возможности печататься «космополиты», искавшие любой возможности что-то заработать, чтобы кормить семью… Анонимных авторов именовали «литературными неграми» — в ту пору редкий день проходил без газетной статьи о бесправном положении темнокожего населения в Соединенных Штатах

За скандальный плагиат – невиданное дело — его лишили права на авторство.

В подпитии Суров подрался с Михаилом Семеновичем Бубенновым, автором столь же бесталанной, но поднятой на щит партийной критикой книги «Белая береза». Суров издевался над товарищем по писательскому цеху: стыдно жить с одного романа.

Бубеннов напомнил Сурову, что пьесы за него пишут другие… В пылу драки Суров воткнул Бубеннову вилку в филейную часть. Несчастный Михаил Бубеннов, стоя у открытого окна, отчаянно звал на помощь. Но скандал с дракой двух писателей замяли.

А тут выборы в Верховный Совет СССР. Анатолий Суров, совершенно пьяный, устроил на свою беду скандал в день выборов. Он пришел на избирательный участок за десять минут до голосования, бросил бюллетень для голосования на пол и долго топтал его ногами.. Такого в советские времена на избирательном участке никогда не происходило. Это не вилкой собрата ткнуть, это покуситься на главное, это уже был непростительный проступок. Сурова исключили из Союза писателей и из партии.

С тех пор утекло много воды. Фамилий кандидатов в избирательном бюллетене предостаточно. Но подлинный, ответственный интерес к выборам так и не появился. Выборы остались церемонией, ритуалом. Приходим проголосовать — потому что так надо. Население зримо демонстрирует лояльность власти, а в обмен получает то, что необходимо для жизни: газ, воду, тепло, электричество… Сама процедура избрания кажется странноватой. Настоящих-то начальников назначают. Они, можно сказать, от бога… Поэтому кроме местных начальников, которым перед Москвой отчитываться, и самих кандидатов в депутаты результаты голосования мало кого интересуют.

Так зачем нужны высокие цифры голосования?

Вожди — тоже люди, они хотят, чтобы их любили, чтобы ими восторгались, встречали аплодисментами. Или как минимум за них голосовали. «Окромя явлений счастья никаких явлений нет».

Оригинал

Комментарии

127

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

alex02d08e 12 марта 2018 | 15:17

Помню, то ли во время позднего Брежнева, то ли сразу после него, катался я на лыжах в Баксанском ущелье. Вдруг вместо того, чтобы ехать на Чегет (жили в альплагере около поселка Эльбрус) приходят какие-то джигиты, сажают всех в автобус и везут на избирательный участок со словами "пока не проголосуете, на гору не пустим". И действительно, раздали бюллетени и показали куда ставить галочку. И даже паспорт, по-моему, не спросили. А вы говорите проблема с явкой.


sita62 12 марта 2018 | 15:24

Браво Леонид Михайлович!!!


myrd 12 марта 2018 | 15:47

Очередной высер Млечина в адрес СССР и коммунистов - как это ему не надоедает... Скорее всего идут хорошие выплаты за подобные материалы.
И не стесняется воткнуть рассказ про своего папаню и его встречу с Андроповым. Папаня, конечно же, герой - так и режет правду-матку. понятно, что одновременно фигу держал в кармане.
Да и сынок - автор, помнится в СССР занимал должность заместителя Главного редактора в крупном политжурнале -
сколько коммунистической агитки выливал на общество - и не сосчитать. Теперь же годами бегает по всем изданиям и занимается прямо противоположным - опоганиванием того, что воспевал.
Такое перевоплощение вещь не такая уж легкая - ведь надо растоптать прожитые годы. По сути надо превратиться в свинью, для которой главное - жратва! И вот что характерно - большинство этих перевертышей принадлежат к вполне определенному подвиду человечества - Иудам. Млечин - один из таких Иуд...


kostik11 12 марта 2018 | 15:54

myrd: Выплаты скорее всего идут тебе, иуда.


myrd 12 марта 2018 | 20:17

kostik11: Надо так понимать, ты, котик, возбудился уже от слова Иуда? Что, генетика сработала?
Ну ты же хочешь, чтобы совки сегодня за все отвечали. Так и ты изволь за предков отвечать...


sergei_tn 12 марта 2018 | 16:11

myrd: Скорее всего идут хорошие выплаты за подобные материалы.
---------------------------------------------------
А что не так? Не так как бы что?

Я до 35 лет жил в СССР и прекрасно помню что было и как. Нет у меня никаких разногласий с Мчелином в освещении того времени. Могу добавить много, но все оно не в пользу СССР.

А вот Ваш пост абсолютно бессодержателен. Ничего конкретного даже словесного опровержения его изложения нет.


manfred 12 марта 2018 | 16:51

sergei_tn: А я до 31 года. Поддерживаю вас полностью


anatolii50 12 марта 2018 | 19:05

sergei_tn: любопытно узнать кем Вы были в тот период ? Как правило , все несостоявшиеся оболтусы , лодыри и бездельники , охотно поддерживают таких перевертышей , как Млечин. Вы пытаетесь мстить своему прошлому и СССР за Свою несостоятельность и бездарность. Уверен , сейчас наступило Ваше время- время дилетантов, бездарей авантюристов , нечистоплотных людей .....Вся писанина таких , как Млечин не имеет под собой объективной основы. Таким образом , отдельные люди пытаются обелить свое прошлое и занять место под солнцем ,но уже при других жизненных обстоятельствах.


sergei_tn 12 марта 2018 | 20:33

anatolii50: Кандидат физ-мат наук, теоретическая физика, нелинейная оптика.

Бездельник конечно. В шахту за угольком даже не спускался. Но на картошке свое отпахал, как все студенты и аспиранты в то счастливое время :)


manfred 13 марта 2018 | 14:09

anatolii50: Я как был архитектором, так и остался. Единственная разница в том, что тогда я был "молодым" архитектором, а сейчас стал "опытным")))
А Вы, я так понимаю, специалист по оболтусам, лодырям и бездельникам. Короче "тролль на доверии". Хорошее занятие...Много платят?


anatolii50 13 марта 2018 | 17:05

manfred: архитектурный , тогда был престижным ВУЗом. Туда поступали талантливые ребята или как Вы....Мне так кажется... По этой причине карьера не очень удалась и виноват в этом Советский Союз. СССР был государством равных прав и равных возможностей . В нем не существовало уравниловки. А что на это скажете?


manfred 16 марта 2018 | 13:47

anatolii50: Ну да...ну да..Какой уж там талант - блат сплошной. Я по блату по распределению в Агропроект на 90 рублёвую зарплату поехал. По блату оттуда ушел визуальной рекламой заниматся, потому что 2 детей.... По блату у меня наверное больше сотни построеных объектов...Всё по блату.
ЗЫ: ...и да, если шо, мой покойный отец всю жизнь работал в столярке на льнокомбинате.


irinaapril 30 марта 2018 | 00:27

anatolii50:тогда , судя по вашему комментарию, все граждане СССР были оболтусами, лодырями и бездельниками, ведь ни один из граждан не вышел защищать советский строй, когда он пал.


myrd 12 марта 2018 | 20:11

sergei_tn: Да причем здесь Ваши или мои оценки советского прошлого... Мой пост совершенно о другом.
Млечин, как и его отец, были видными пропагандистами коммунистического режима. Не просто рядовыми инженерами или служащими, а "бойцами идеологического фронта". Так прошла у Млечина половина его "творческой жизни". А вторая половина - в опоганивании того, что ранее рекламировал... Об этом был мой пост, который до Вас, очевидно, не дошел.
Вам такие ловкачи нравятся? Или Вы полагаете, что это не имеет значения? Морализирующий перевертыш - для Вас нормально?
Для меня это омерзительно! И все комплексы Иуды -в Млечине налицо...


sergei_tn 12 марта 2018 | 20:40

myrd: Говорит сейчас он правильно или нет?

Или он должен теперь либо рвать на себе волосы и каяться, либо продолжать нести ту коммунистическую чушь

Что он должен, по Вашему сейчас делать?


myrd 12 марта 2018 | 22:01

sergei_tn: Понятно, что каяться за содеянное - у млечино-образных не принято...
Но, если у тебя есть совесть - должен понимать, что в твоей критике прошлого должны быть моральные ограничители. .. Тем для публикаций - уйма. Но профессиональных гаденышей пропагандистов так и тянет навалить кучу дерьма на могилы отцов и дедов. Деньги - не пахнут! Раньше имел партбилет и использовал его как хлебную карточку. Теперь за 30 серебряников полощет свое партийное прошлое.


anatolii50 12 марта 2018 | 23:01

myrd: полностью с Вами согласен. У таких как Млечин , Познер нет стыда , а имеется только тяга к наживе. Нечистоплотность характерная черта перевертышей....


freedom55 13 марта 2018 | 00:03

anatolii50: Не знаю что лучше, когда как у тебя нет мозгов. Или когда человек говорит говорит правду в глаза портяночной швали.


anatolii50 13 марта 2018 | 08:52

freedom55: Лучше не иметь таких мозгов и правды как у вас. От такого удовольствия может стошнить..Ваша правда , это агрессия и нетерпимость к другому мнению , приспособленчество и бесстыдство. Ваша зашоренность свидетельствует о том, что мозг необходимо развивать . Иначе, он становится не совсем нужным вашему организму.


sil_cha 12 марта 2018 | 19:29

myrd: myrd: Даже гадко тратить время на мерзость таким мерзавцам как вы. (МЛСОС)


irinaapril 30 марта 2018 | 00:25

myrd: голубчик, вы Млечину в подмётки не годитесь, так что завидуйте молча.


myrd 30 марта 2018 | 07:33

irinaapril: Ну вот, иуды подтянулись... Оказывается все должны завидовать продажному гаденышу Млечину. И он может сегодня поганить то, что вчера восхвалял... Ни стыда ни совести у этой шоблы...


irinaapril 30 марта 2018 | 22:07

myrd: голубчик, вы свой бред озвучьте на плановом приёме у своего психиатра, не забудьте также рассказать ему о своей лютой ненависти и агрессии- пусть врач назначит вам лечение.И не медлите, иначе дело кончится для вас палатой с лениными и сталиными, а может, исходя из вашей агрессии, и смирительной рубашкой,


myrd 31 марта 2018 | 01:45

irinaapril: Ну понятно, что Вы не в состоянии обсуждать своего поганенького кумира...
Я Вам о его продажности и приспособленчестве перед властью, что говорит о полном отсуствие каких-либо взглядов и убеждений. Половину жизни Млечин восхвалял ленинизм, а другую половину - его опоганивает. Естественно вывод один - типичный подленький иуда!
Вы в ответ, ничего не опровергая по фактуре, выдаете банальный для недоумков набор о психиатрах и лечении. Но видно, что озлобились. Скорее всего от того, что тоже принадлежите к иудиному племени... Ну что поделать, если так ваши звезды сложились...


otkroirot 02 апреля 2018 | 22:19

myrd: Если бы Млечин
воспевал бы Путина и его власть, то он не слезал бы
с первых каналов зомбоящика, но видимо ему
так было тошно в те времена, когда он участвовал
в "международных панорамах", что сейчас он
говорит, то что думает и за это ему, большое
спасибо и уважение.


myrd 04 апреля 2018 | 22:31

otkroirot: Млечин и не вылезает с телеканалов... Постоянно поганит Советы и коммунизм (которые 20 лет воспевал) по ОРТ и "Звезде" (дурак Шойгу нашел патриота). Плюс это же опоганивание активно ведет на главных исторических каналах - "365" и "История". Не говорю уже о телеканале "Кто есть кто", там Леня тоже имеет свой навар... радиопрограммы не перечисляю - их не счесть. Про "Эхо" и "Дождь" и говорить нечего...
Поэтому Ваша реплика о том, что он мог бы "не слезать бы с первых ящиков каналов замбоящика" - достаточно смешна. Пожалуй только на Первом и Втором его не видно. Так что Млечин и сегодня именно "не слезает с телеканалов" и ему его иудины опоганивания обеспечивают собратья - Познер, Прошутинская. Швыдкой, Кучер, Максимов, Розовский, Якубович и прочие ребята, которые продолжают царить в СМИ...


12 марта 2018 | 16:12

В СССР на избирательном участке можно было с утра купить 2 литровые бутылки кефира!


kochetkovv9 12 марта 2018 | 16:24

Зачем им это надо? Строй такой. Феодальный. Опора феодального строя не оружие, не деньги, а слова, ложь, вранье. И говорят об этом так: это – лицемерие и ханжество. А капиталист деловой человек. Он ничего не обещает. Он делает. Вспомните, как похожи обещания феодала, и обещания генсека.


echo2011 12 марта 2018 | 17:59

Я слышал эти "противоречия социализма" давным-давно,но считал,что это анекдот,а не Мясников,о котором мало
кто что-то знает.


anton5 12 марта 2018 | 19:49

Но ведь голосование-то тайное. Можно обещать начальству,что проголосуешь за Путина, а проголосовать за другого. Вас обманывают каждый день. так обманите это государство и вы.


irinaapril 30 марта 2018 | 00:30

anton5: вы что, думаете, власть такая наивная?Велено было бюллетень с галочкой у нужного кандидата сфотографировать и представить начальству.


vvpvvp1848 12 марта 2018 | 21:06

MUGABE-KGB
муГаБэ Второй - вечно живой,
а дарит ему свои жизни
вечно живой, еле живой
Единокторат Отчизны!


atjapa 12 марта 2018 | 21:08

Явка действительно была очень высокая, но всё же не така, какая показывалась в документах.
Немного воспоминаний.
Середина лохматых-семидесятых. Я как перспективный молодой специалист был откомандирован в день выборов куда-то на избирательный участок. За отгул, ессно - кто бы иначе туда пошел!
Участок - городская глухомань, частный сектор. Никаких тебе буфетов с дефицитом не просматривалось. Где-то в середине дня нас, прикомандированных, начали гонять по адресам нерадивых избирателей. Там встретились и с шантажем (никуда не пойдем пока... и шло перечисление, мы - Бу сделано!, они - так мы прямо сейчас и пойдем, только вот шнурки прогладим) до (мы грозно - почему такой-то не пришел на выборы? Нам - Да вы не подумайте плохого! Он сейчас не может, у него уважительная причина - в тюрьме сидит. А так он сознательный, всегда голосовал, и из тюрьмы выйдет, непременно опять голосовать будет!).
Ни к каким инвалидам со старушками никто урны не возил. Просто в конце дня оставшиеся бюллетени запихали в урну. Вот вам и явка под 100%. А нас, так и не понявших - а зачем, собственно говоря, нас по адресам-то гоняли, если можно и так? - распустили по домам. Только и успели увидеть как приданный участку автомобиль водку привез.
Иные воспоминания о Москве. Там я был рядовым избирателем-студентом. Там, да, действительно увидел осетров с севрюгой, икру красную, икру черную, но цены были точь-в-точь как сейчас. На это мы только смотрели, а вот банку растворимого кофе уволочь было можно. А я даже в первый раз подарок получил - красочно изданную биографию Ленина, как избиратель-дебютант, явившейся раньше всех - в 6 утра (не удивляйтесь - всю ночь преферанс, под утро оголодали и в буфет на избирательный участок, проход в который только через сам участок).


myrd 30 марта 2018 | 07:36

atjapa: Икру на избирательном участке увидели? А сегодня везде лежит - можно ходить смотреть каждый день. Только денег на игру нет... Но можно зубами щелкать! Вот оно достижение либерализма...


yuri_st 12 марта 2018 | 21:12

// Все недовольны, а голосуют «за» //
А попробуй не проголосуй, придут домой и попросят. Я сам в 70-е был агитатором (назначали), и пока на твоем участке все не проголосуют домой не пойдешь. Почти никто не заходил в кабинки с занавеской. Всегда на 1 место 1 кандидат. Как в Сев. Корее сейчас.


vansun 30 марта 2018 | 01:51

yuri_st: и не только в северной - история идёт по кругу - только меняются лица.


anatolii50 12 марта 2018 | 23:04

Млечин очен старается , а вдруг в Кремле заметят и оценят.


freedom55 13 марта 2018 | 00:09

anatolii50: Главное своим бредом ты должен удовлетворить своего куратора


anatolii50 13 марта 2018 | 08:55

freedom55: а вшивый всё про баню....


irinaapril 30 марта 2018 | 00:32

anatolii50: вы считаете, что в Кремле Млечина за критику власти по головке погладят?


myrd 06 апреля 2018 | 01:06

irinaapril: Какая "критика власти" у Млечина? В который раз повторяете свои бредовухи...
У Млечина нет критики Путина и власти - у него идет сплошная критика (даже не критика, а сплошное опоганивание) Советского периода нашей истории, коммунистов, всех левых и русских националистов... Именно поэтому ему обеспечивают высеры на "Звезде", ОРТ, СТС, Рен ТВ, "Истории". "365", "Кто есть кто" и многочисленных прочих телеканалах. На Первый и Второй каналы его ограничили потому что там вбросили новых агитаторов. Морды ельциноидов -гайдаровцев типа Млечина, явных западников, решили ограничить. Но им дают и дальше кормиться на всех остальных телеканалах...


vadimp 13 марта 2018 | 02:54

"Все недовольны, а голосуют «за». Почему в СССР явка на выборах была столь высока"

А ее кто проверял? :)


vansun 30 марта 2018 | 01:48

когда родители заявили во времена ссср, что не пойдут голосовать - я никогда не видел раньше и после возле своего дома столько машин и руководителей партии района, которые в месте с местными директорами выясняли причину отказа. Родители проголосовали - но и они выполнили их условия. в газете писали - явка на выборы 99.9%.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире