18:33 , 27 ноября 2012

«Операция «Арго» — в этот раз интуиция меня подвела

Я вдвойне расстроена  — во-первых, всегда обидно, когда фильм не оправдывает твоих надежд, а во-вторых, я крайне изумлена тем, что пока не прочитала ни одного (!!!) сколько-нибудь критического отзыва о фильме  — ни от кинокритики, ни в блогосфере. Такое единоголосие слегка смущает и настораживает  — в таких случаях начинаешь подозревать, а не с проплаченной ли промокампанией мы имеем дело?... Ну не верю я, что умнейшие и чувствительные к фальши Кичин и Гладильщиков, взахлеб уверяющие нас вслед за мировой кинокритикой, что Оскар 2012 года уже у Бена Аффлека в кармане, и никакие другие варианты даже не обсуждаются, пишут это всерьёз. Ибо «Операция «Арго» с художественной точки зрения фильм весьма средненький, если не сказать слабенький, а с точки зрения соответствия историческим реалиям и идеологического месседжа очень сомнительный и спорный. В том, что он на ура проходит в Штатах, нет ничего удивительного, ибо картина американская и снята для американского зрителя. Наличествует весь набор примитивных штампов и американских бинарных представлений о мире  — любая сусально-патриотическая пропагандистская агитка, подходящая для дидактической демонстрации американским школьникам, во всем остальном мире смотрится слегка странно. Изумление критиков, мол, как из неважного актера Аффлека получился первостатейный режиссер, тоже выглядит крайне фальшиво  — в режиссуре Аффлек такая же бездарь, как и в ремесле актерском (актер он совершенно пластмассовый, и на протяжении всего двухчасового хронометража ленты ни один мускул его лица — восковой маски не шевелится).

Разумеется, не знающий истории и не могущий показать Иран на карте американский тинейджер будет в восторге  — Соединенные Штаты всех победили и всех спасли, а декорации в данном случае значения не имеют  — что Иран, что лунная или марсианская поверхность из сериала о звездных войнах. На самом же деле эпопея по вызволению своих сограждан из охваченного Зелёной революцией Ирана воспринимается американскими спецслужбами как одна из позорных, а вовсе не триумфальных, страниц. В самой формулировке темы режиссером заведомо содержится некое лукавство  — в картине освещена лишь успешная операция по вызволению шести человек, укрывшихся в канадском посольстве, за которую Тони Мендес был обласкан и осыпан пряниками, при этом о главной операции, «Коготь», закономерно закончившейся полным провалом, ибо именно она, а не «Арго», гораздо более напоминала съемки фантастического фильма, ничего не сказано  — остальные 50 с лишним сотрудников американского посольства оставались в заложниках больше года, почти 450 дней. Ничего, кроме возмущения и обиды за историческую истину, не оставляют финальные титры, где говорится, что операция по спасению американских граждан есть блестящий пример традиционного сотрудничества правительств Соединенных Штатов и Канады, создатели фильма от имени Штатов благодарят Канаду за помощь. Действительно, канадский посол (отличная роль Виктора Гарбера), рискуя, больше месяца предоставлял беглецам убежище вплоть до собственного отъезда из страны. Этим, собственно, роль Канады в деле и исчерпывалась. А вот упомянуть страну, благодаря которой все заложники действительно целыми и невредимыми вернулись домой, которая весь период вела сложные и утомительные переговоры с иранской стороной, предоставляла гарантии, давила авторитетом,  — Алжир,  — создателям фильма и в голову не приходит. Как говорится, маленькая ложь рождает большое недоверие, а такая крупная и принципиальная так и вообще мешает воспринимать фильм всерьёз, с какой бы фотографической точностью и детальной скрупулезностью не поработали в нем реквизиторы, костюмеры и декораторы. Историческая правда по-американски, что уж там. Спасибо хоть, устами киношных руководителей ЦРУ признали собственную роль в свержении Мосаддыка и ликвидации демократических преобразований в Иране… Документальный видеоряд, предваряющий фильм, кстати, расставляет на удивление правильные акценты  — спасибо привлеченным консультантам, ибо от американских киношников обычно сложно добиться какого-либо более внятного объяснения исторических процессов, нежели борьба хороших парней с плохими. Документальная хроника дает исчерпывающее объяснение вмешательству американцев во внутрииранские дела  — национализация Мосаддыком нефтяных месторождений и изгнание иностранных концессионеров. А теперь вспомните прошлогоднюю историю с Ливией, и всё становится на свои места.

По понятным причинам, фильм снимался в Стамбуле с применением комбинированных видовых съемок Тегерана. Для непосвященного зрителя, не знающего Восток, наверно, все ближневосточные с*ки и базары на одно лицо, но меня не проведешь  — я, например, сразу, с первых минут рискованной прогулки героев фильма инкогнито по «тегеранскому рынку», чуть на весь кинозал не крикнула «Капалы Чарши!» Спасибо, хоть ассортимент винтажный выставили, а не китайские мягкие игрушки, айфоны-смартфоны и не тренировочные костюмы Адидас  — к визуальной достоверности, повторяю, претензий очень мало, а те, что есть, носят вынужденный характер.

В многочисленных интервью прессе режиссёр Аффлек подчёркивает, что стремился уходить от обычной, свойственной его соотечественникам, бинарности и американоцентричного видения мира. Стремление более чем похвальное, ан вот уйти не получилось:(. Персы в «Операции «Арго» практически ничем не отличаются от обитателей «Планеты обезьян», натолкнувших экранного Мендеса  — Аффлека  — на идею «съёмок фантастического фильма в иранских ландшафтах». Несоответствие замысла и его воплощения просто фатальное  — примитивные кровожадные фанатики, по версии создателей картины практически орки, противопоставлены утонченным и симпатичным гомо сапиенс сапиенс с американскими паспортами. Справедливости ради стоит сказать, что и  бравые представители хваленых американских спецслужб выглядят либо безлико, либо карикатурно, и вряд ли Аффлек этого напрямую добивался:))  — так само вышло. Зато выделяется целый ряд искрометных ролей, изображающих мир Голливуда  — продюсеры, драматурги В-сериалов и мыльных опер, лузеры и выскочки, аферисты и закомплексованные парвеню, мудрые побитые жизнью одесситы и блестящие киномиллиардеры, цвет американо-еврейской элиты и огромная армия окологолливудских искателей славы  — другими словами, Аффлек снимает хорошо то, что ему близко и знакомо:)). С другой, некиношной средой, у него отношения натянутые и явно не на «ты»:). Выше всяких похвал Алан Аркин и Джон Гудмен в роли окологолливудских жуликов, хорош Тейт Донован в роли одного из шести заложников, про остальных же сказать решительно нечего. Ну и главный конфуз фильма  — сам Аффлек. Ну почему, почему бездарные режиссеры еще и снимают сами себя в главных ролях??..

Комментарии

10

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

evgenii_rodin Евгений Родин 27 ноября 2012 | 18:38

Тогда смотрите "Падение Берлина". Оно исторически выверено и правдиво, как все советское историческое кино


lvovjanin 27 ноября 2012 | 21:24

"не прочитала ни одного (!!!) сколько-нибудь критического отзыва о фильме - ни от кинокритики, ни в блогосфере. Такое единоголосие слегка смущает и настораживает - в таких случаях начинаешь подозревать, а не с проплаченной ли промокампанией мы имеем дело?"

Ну, разумеется. Мы же знаем, что из всех посетителей инета, честная - одна Митина, остальные продались Пиндосии.


(комментарий скрыт)

27 ноября 2012 | 19:28

Даша, не могу с Вами согласиться: как говорят нелюбимые вами американо-одесситы, решительно уважаю ваше мнение, но таки вы не правы:) Детективный сюжет в наличии, держит в напряжении? Меня, например, захватил: до последней секунды было непонятно, успеет ли взлететь самолет с 6 заложниками, успеют ли цвет "американо-еврейской элиты" добраться до офиса и поднять трубку, чтобы подтвердить реальность "Арго".
Теперь, вероятно, самый щекотливый момент: Вам не понравилось, как показаны Аффлеком иранцы. А в реальности какими были эти бешеные муллы, разве они не водили заложников в подвал и не имитировали расстрел, не вешали своих политических противников и иранских евреев на башенных кранах? Разве на митингах у посольства США, благо фильм включал документальные кадры, Вам не было заметно не только молодых мужчин и женщин с выпученными от ярости глазами, но и вполне вменяемых координаторов из "басиджей"? Разве это не студенты из Тегерана захватили посольство США: да, для вас Америка - это дьявол, как и для аятолл, но рискни кто влезть в посольство СССР/России, то огребли бы нормально:)
Даша! Знаю за Вами привычку стирать комменты, но я от души высказываю своё, отличное от Вашего, мнение: фильм, по-моему, на "Оскар" никак не тянет, но считать его пустой американо-поцриотической шнягой я бы не стала. "Операция Арго" - фильм совсем не глупый, с минимумом пафоса, с чётко прописанными характерами как героев, которые ведут операцию в США, так и прячущихся в доме канадского посла. Наконец, не все персы в фильме - монстры: домработница канадского посла НЕ донесла, что семья посла прячет американцев, это серьезный поступок, как в годы отрицаемого Холокоста не выдать евреев.
И вот ещё удивительный и приятный для меня показатель: я была на спецпоказе для блоггеров, людей циничных, патриотичных, то есть априори не любящих США и прочих инородцев. Так в момент, когда самолет оторвался от полосы аэропорта Тегерана, зал устроил овацию, а потом и на титрах, когда узнали, что Тони Мендез был награждён. Как-то так, Даша:)


(комментарий скрыт)

fantazerkat 27 ноября 2012 | 21:47

Еще бы. Ведь Америка – лучший друг Израиля!.............
......................................................................
Ну да.
А Иран-лучший друг России.
Скажи мне кто твой друг и я тебе скажу,кто ты...


27 ноября 2012 | 22:09

Кубанские казаки - прекрасное кино: народ траву жрал, а ему изобилие показывали. Зига-зага, тролль.


mahno2 27 ноября 2012 | 21:22

Политик,кинокритик. Даша,попробуйте себя еще в спортаналитик. Я уж подумал,Вы в декрет ушпи,ан нет,опять тут


(комментарий скрыт)

clamp 27 ноября 2012 | 21:26

Политические очки мешают даме смотреть. Профкритик умеет их скрыть. А здесь не корректируемый астигматизм на фоне острого литературного дара. В итоге информзаметка о забытых событиях. Не более.


27 ноября 2012 | 21:36

Персы в "Операции "Арго" практически ничем не отличаются от обитателей "Планеты обезьян" ...примитивные кровожадные фанатики...
---
Так оно было, так оно и осталось.


forward 27 ноября 2012 | 23:19

Дарья, а нельзя как нибудь текст лучше форматировать? Абзацы хоть вставлять. Читать невозможно! )


annastan 28 ноября 2012 | 00:02

Уж не знаю, какой критик Дарья Митина. Ну вот не знаю. Но за что она так взъелась на несчастного Аффлека? Он, наверное, ночей не спит, переживает.

А если по существу. Актер он и впрямь слабый. Во всяком случае скучный, на мой взгляд. Всегда одинаковый и предсказуемый. Опять же повторю - на мой взгляд.

А вот режисер Бен Аффлек мне чем дальше, тем больше нравится. С самого его первого фильма. "Прощая детка, прощай" стал для меня открытием. Снятый по роману того же автора, что и "Таинственная река", с такой же напряженной драматургией, своей сдержанностью и напряженным ритмом этот фильм получился намного сильнее постановки Клинта Иствуда с Шоном Пеном. И хотя Шон Пен получил Оскара за эту работу, он там сильно переигрывает, слишком "давит". А "Прощай детка..." - спокойное взвешенное, но не менее трагическое повествование, пример того, как ужасы человеческого бытия могут воздействовать на зрителя без лишней истерики.

Второй полнометражный фильм Аффлека "Город воров" мне не слишком понравился. Но не потому, что там были какие-то изъяны режиссуры. Это очень добротное, крепко сбитое кино, с хорошим сюжетом, подробно разработанными характерами персонажей. Возможно, это не настолько совершенная картина, как предыдущая, но, тем не менее, очень достойная. Просто эта тема мне не так интересна, поэтому фильм надолго в голове не задержался.

"Операция Арго" - третий фильм Аффлека. Не рискну назвать его блестящим, но так отзываться, как многоуважаемая госпожа Митина, об этом фильме я не стану. Поверьте, это очень хорошая режиссура. Возможно, чуть рассудочная, рациональная, выверенная.

Аффлек-режиссер очень умелый рассказчик. Он не выдавливает слезу из зрителя, как режиссер небезызвестного "Титаника", не травит выбросами адреналина, как какая-нибудь "Миссия невыполнима". Повествование Аффлека спокойно, размеренно, без бешеного темпоритма, без неоправданных длиннот. Очень удачен подбор актеров: не только с точки зрения портретного сходства с прототипами, но и с точки зрения актерского ансамбля. Здесь нет одного яркого персонажа, на которого работает вся команда. Это, скорее, хор, бэнд. Действие медленно, но уверенно набирает темп от начала к концу, причем это достигается не коротким клиповым монтажем, к которому так любят прибегать режиссеры сегодня, а именно нарастанием внутреннего напряжения и напряжения зрителя, которого захватывает эта история. В этой картине нет привычной американской патетики, миссионерского послания, которым так грешат многие фильмы шпионско-героической тематики. Нет также и каких-то мощных спецэффектов. Всё очень сбалансировано, выстроено, беспристрастно. Это настоящее художественное кино.

Поймала себя на мысли, что жду следующего фильма Аффлека-режиссера. Так мало осталось в кино рассказчиков.


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире