02:38 , 31 мая 2010

Воскресный киноклуб — «Отец» И. Сабо

Фильм «ОТЕЦ» Иштвана Сабо получил награду Московского Международного Кинофестиваля в 1967 году — посмотреть его стоит обязательно, ибо по телеканалу «Культура» он шел 5 лет назад и теперь вряд ли мы его скоро увидим.

Сабо — редкий режиссер, у которого вообще нет плохих картин. За «Мефисто» он получил Оскара, но всегда сам говорил, что лучшее его детище — именно «Отец», которого он снял 28-летним.

Маленький венгерский мальчик, сохранивший какие-то фрагментарные воспоминания об отце, умершем в 1945 году, фантазирует, создавая классический героический образ — отец-партизан, укладывающий десяток фашистов одной левой, отец-врач, спасающий жизни сотен людей, укрывающий участников Сопротивления и евреев в подземных лабиринтах, отец — национальный герой, портретами которого украшены улицы Будапешта (сначала наряду с портретами Сталина, затем Сталин куда-то испаряется и остаётся только похожий на Шостаковича отец), отец-путешественник, объезжающий всю Европу на велосипеде, отец-спортсмен….

Удивительно светлая и свежая какая-то картина. Детство маленького Тако на фоне заново отстраиваемого после войны города, его студенчество на фоне «второй молодости» послевоенной старушки-Европы… Фильм снят в 1966 году, но для Сабо нет запретных тем, нет их и для жюри, отметившего фильм через год премией в Москве. События 1956 года показаны без малейшей попытки что-то сгладить и отлакировать. Практически все герои фильма, включая главного героя — студенты, поучаствовавшие в антисоветских выступлениях. Это просто эпизод жизни, романтический порыв, без какого-то экзистенциального подтекста. Из серии «Все побежали — и я побежал». За великую Венгрию:)).

Другая скользкая тема — Холокост и самоидентификация восточноевропейских евреев — у Сабо также перестаёт быть скользкой. Любимая девушка главного героя так и говорит — я еврейка, но при этом я венгерка. Иногда я стыжусь этого, иногда горжусь этим… Все как в жизни, без пафоса и вранья.

Лучшая сцена фильма, на мой взгляд — катящийся по улице сгоревший трамвай, абсолютный символ возрождения послевоенной Европы, социализма и нового мирового порядка. Легендарный Отец мальчика толкает по рельсам обугленный вагончик, к нему присоединяются другие люди. Трамвай, обклеенный записками, посланиями живым и мертвым, фотографиями, с помощью которых люди ищут друг друга, с укрепленным на нем венком, в память о погибших, едет вперед…


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире