18:26 , 08 сентября 2009

Уголок Сьерра-Маэстры в центре Москвы

На фотографии – щекастый бутуз с живыми карими глазенками на руках у мамы, рядом с отцом.
На экране – тот же самый кареглазый карапузик во дворе, на велосипеде, с мячом, с сестрами, опять с родителями… Папа карапузика, Эрнесто Гевара Линч, известный широкой публике в основном тем, что в детстве залепил пощечину своему однокласснику – знаменитому впоследствии писателю Борхесу, был весьма преуспевающим адвокатом и владел кинокамерой, благодаря которой мы сегодня можем любоваться его малышом. Потом малыш вырастет, и через три десятка лет им будет любоваться весь мир…

Тем, кто ещё не был на выставке в Московском Доме Нащокина, посвященной Эрнесто Че Геваре и приуроченной к 50-летию Кубинской революции, советуем, во-первых, немедленно туда отправляться (выставка работает до 20 сентября), а во-вторых, зарезервировать для осмотра не меньше трех часов – помимо богатой и содержательной экспозиции демонстрируется замечательный фильм, проливающий свет не только на общеизвестные факты биографии команданте, но и на те детали, которые обычно остаются за пределами внимания биографов.

Экспозиция получилась не пафосно-официозная, а очень личностная, мемуарная – много фотографий, сделанных самим Че на протяжении всей собственной недолгой жизни, его родными, друзьями и соратниками, на фоне которых даже знаменитая хрестоматийная фотография Альберто Корды, на которой романтичный Че в берете со звездочкой с развевающимися волосами, выглядит официальным портретом…

Уникальная хроника революции в многочисленных свидетельствах – мемуарах и письмах, отрывках из дневников, фотографиях, документальном видео, газетах, а также материалы о жизни самого популярного в мире революционера после смерти – в картинах, плакатах, музыкальных произведениях и кинофильмах.
Просто удивительно, как крошечный особнячок вместил в себя огромный пласт истории борьбы человечества за справедливость и счастье, где рядом и наравне с кровопролитными сражениями, самозабвенным трудом, строительством новой жизни, взаимоотношениями людей, творящих историю, политиками, военными и вождями – материнская любовь, увлечения юности, жёны Че Гевары и его любимые женщины, его дети, друзья, горные ландшафты Сьерра-Маэстры, изображения городских улиц милой Аргентины…

Однако не стоит забывать, что выставка приурочена к полувековому юбилею революции на острове Свободы и подготовлена кубинским посольством – чем внимательнее изучаешь экспозицию, тем яснее понимаешь, что композиционно она выстроена вокруг взаимоотношений обоих великих барбудос и представляет собой увлекательный диалог двух соратников, подвижников, друзей, естественное соревнование двух грандиозных личностей, не имеющее ничего общего с пошлым соперничеством…
Думаю, что многие поклонники Че Гевары, когда-либо задававшиеся мучительным вопросом, почему он покинул свободную Кубу, многое для себя прояснят…

Пробежимся лишь по наиболее ярким впечатлениям об экспозиции, ибо лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Долларовая дореволюционная Гавана – главный публичный дом американского континента…
Рауль Кастро знакомит брата со своим другом из Аргентины Эрнесто Геварой. Отряд Фиделя из нескольких единомышленников разрастается до тысячи человек. Пытки и расстрелы повстанцев после провала штурма казармы Монкада, знаменитая речь Фиделя «История меня оправдает!», запрет Батистой выборов в 1956 году, эмиграция в Мексику…
82 повстанца, мучающихся тошнотой и морской болезнью, на крошечной моторке «Гранма», рассчитанной на 16 пассажиров, против многотысячных отрядов Батисты – фантастика, ставшая революционной реальностью…

До слез трогательный фрагмент экспозиции и кинофильма – присвоение Фиделем 29-летнему Че звания команданте и вручение той самой знаменитой звездочки на берет, увековеченной на фотографии Альберто Корды.

Говорит Фернандо, кузен Эрнесто Гевары: «У Эрнестито всегда было шило в заднице…».
«Он был скромным и равнодушным к жизненным благам. Выпавшую на его долю славу и популярность Че воспринимал с юмором. Из всех людских слабостей у него, пожалуй, были только три: книги, табак и шахматы. У нас всегда был избыток теоретиков и мало настоящих людей действия. Че принадлежал к числу последних. В Сьерра-Маэстре он не только сражался, но и лечил раненых, рыл окопы, строил и организовывал мастерские, таскал на себе грузы. Он выполнял не только обязанности командира, но и рядового бойца. Так же он вел себя и на посту министра промышленности: участвовал в стройках, в разгрузке кораблей, садился за руль трактора, рубил тростник.

Внешне он мог иногда казаться резким и даже грубым, но мы, его друзья, знали, какой он был чуткий и отзывчивый», – вспоминает о своем близком друге Альберто Гранадос.
Вообще выставка дает исчерпывающее представление о вкусах, манерах и привычках Че. О привычках, – но не о взглядах.

Бенигно, вступивший в отряд Кастро на самом раннем этапе борьбы, верный друг и соратник Че, впоследствии ставший командиром его личной охраны, бывший с ним до самой последней минуты его жизни и свидетель его гибели, характеризует взгляды молодого Гевары как стихийный анархизм.
Марксистом Эрнесто Гевара стал не сразу, но, в любом случае, раньше, чем Фидель: «Я считаю Фиделя Кастро выдающимся представителем левой буржуазии», – писал Че уже после победы кубинской революции. Сразу после падения диктатуры Батисты Фидель говорил только о демократизации, не затрагивая базовых основ кубинского капитализма. На систему взглядов Фиделя влияют марксисты из числа его соратников и, разумеется, Советский Союз – на национализацию всех американских компаний Фидель окончательно решается в 1960 году, после визита на Кубу Микояна, после заключения контрактов о взаимных поставках сахара и оружия, и заявляет об окончательной ликвидации капитализма после разрыва Эйзенхауэром дипотношений с Кубой и провокации в Плайя-Хирон.

Эволюция взаимоотношений соратников Фиделя и Че – важная часть экспозиции.
Очень часто приходится слышать о том, что отношениям между двумя вождями сопутствовала взаимная ревность, о том, что Фидель либо недооценивал Гевару, либо, наоборот, отодвигал от рычагов управления социалистическим государством. Выставка полностью разбивает эти стереотипы. Чего стоит лишь такой акт «революционной целесообразности», как специальный закон о правах гражданства, принятый специально под Че, легитимизирующий право иностранного гражданина находиться в руководстве республики. Чего стоят те ответственные посты, на которых Эрнесто Че Гевара успел поработать – везде с максимальной отдачей. Руководитель Нацбанка, министр промышленности, посол по особым поручениям, куратор трибуналов, ответственный за экономическую реформу и торговлю — на экране мы видим не чиновника в галстуке за письменным столом, а обыкновенного человека, партизана, трудягу – в шахте, на ткацкой фабрике, у фрезерного станка, на уборке сахарного тростника.

Весьма деликатно экспозиция касается тонкостей отношения к личности и деятельности Че мировой левой, в том числе и советского руководства – сам Гевара порой весьма критически отзывался и о советской и восточноевропейских моделях социализма, и о конкретных примерах экономической политики СССР.
Тем не менее, это был вполне дружелюбный диалог практиков социалистического строительства, когда в активе оппонентов – собственный опыт и конкретные успехи и неудачи (в отличие, например, от критики французских и других европейских коммунистов, чья критика зачастую весьма оторвана от реалий практической жизни).

Особый интерес выставка представляет для тех, кто интересуется посткубинским периодом жизни Гевары, причиной его отъезда с Кубы, подробностями его интернациональной миссии в Конго и Танзании, работой в партизанских отрядах и подготовкой революций.
Драматическая история с обнародованием Фиделем прощального письма Че, воспринявшим его как предательство и обвинившим Кастро в сталинизме, подается из первых уст, самим Кастро – на экране семидесятилетний барбудос объясняет, что был вынужден предать гласности обращение Гевары, дабы успокоить общественное мнение и предотвратить кривотолки, связанные с таинственным исчезновением команданте.
Надо сказать, весьма убедительное объяснение – об этом говорит столь же таинственное возвращение Гевары на Кубу, пусть и инкогнито. Таинственное появление загримированного команданте, которого даже самые близкие соратники узнали в надутом лысом коммерсанте только после того, как он их назвал «толпой засранцев», с особенным удовольствием смакуется устроителями выставки…

Без сомнения, самая трагическая и проникновенная часть экспозиции – история гибели команданте и его посмертного обожествления.
На экране – доселе живые и невредимые убийцы Че и их подельники, по сей день в один голос утверждающие, что команданте умер сам, от потери крови. Внимательнее вглядитесь в посмертные фотографии Че: абсолютно мистическое ощущение живого взгляда и застывшей улыбки – когда мертвого команданте, привязанного к полозу вертолета, перевозили из Ла-Игеры в Вальегранде, потоки ветра открыли ему глаза, и никто уже не смог их закрыть.

Более чем красноречива история убийцы Че Гевары – боливийского офицера Марио Терана.
Те посетители выставки, кто незнаком с его историей и полагает, что убийца был проклят, подвергнут суду Линча или, подобно Иуде, наложил на себя руки сам, вероятно, будут жестоко разочарованы: Теран не просто жив-здоров и весьма упитан, но и недавно воспользовался кубинской программой предоставления бесплатного офтальмологического лечения – кубинские медики, работающие в Боливии, сделали Терану операцию по коррекции зрения. Лучшего подтверждения гуманистического характера социалистической революции, полагаю, не найти…

Кубинские устроители экспозиции, поэтизируя мученическую гибель великого революционера, не стесняются слишком уж очевидных параллелей со страданиями Христа.
Убийцы, без сомнения, допустили серьезную ошибку, предъявляя миру пугающие фотографии мертвого Че, забыв о том, что христианская традиция неизбежно вызывает вполне определенный порядок ассоциаций: мученической смерти неизбежно следует искупление и воскресение. В церкви кубинского города Матансаса он помещен в сонм ангелов на заалтарном образе. Крестьяне-кампесинос из боливийской деревни Ла Игера, где был убит Гевара, считают его вторым Иисусом Христом.
Повсеместно в Латинской Америке демонстрируют клочки волос и перепачканные кровью лоскуты одежды Че – святые реликвии. Многие жители города Валье-Гранде требуют выставить в прачечной Мальтийского госпиталя на стол, на котором лежало тело Че до тайного погребения, фотографию мертвого «мирского Спасителя». Крестьяне боливийского села Кочабамба даже придумали своеобразную литанию, странную разновидность молитвы: «Бедненький Че, смилуйся, сотвори чудо, сделай так, чтобы моя корова выздоровела. Выполни мою просьбу, бедняжка Че!»

Все эти свидетельства культа и обожествления можно увидеть на выставке – её вторая часть, собранная в небольшом сводчатом подвальчике, посвящена посмертному культу личности: «та самая» знаменитая фотография Корды 1960 года, впоследствии растиражированная миллионами экземпляров по всему миру и ставшая «иконой» кубинской революции, плакаты, фотографии…
Особенно трогательное впечатление производят «народные картинки» – что-то среднее между индейской живописью, примитивистским «наивным искусством», аппликациями Энди Уорхола, фантазиями Фриды Кало и русским лубком. Обнаженный Че в образе Христа, распятый на кресте, почему-то с огромными, гипертрофированными гениталиями, только не на Голгофе, а в сельве; Че с товарищами в лесу среди диких зверей; мадонна с маленьким Че на руках; оплакивание мёртвого Че двенадцатью апостолами…
Организаторы выставки подготовили специальный перевод мемуаров вдовы команданте Алейды Марч «Воскрешение в памяти», а также издали многочисленные воспоминания его соратников.

Адрес галереи «Дом Нащокина»: м. «Маяковская», Воротниковский пер., 12.
Тел.: 699-11-78, 699-47-74
Время работы: с 12:00 до 21:00
Стоимость билетов: 200 р. (полный) и 100 р. (льготный)

Кстати, всевозможные фильмы, видеозаписи, плакаты, майки со светлым образом, календарики, магнитики на холодильник и пр. там можно и прикупить;).

Выставка работает до 20 сентября.

Саид Гафуров
Дарья Митина

http://www.rus-obr.ru/cult/4034


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире