Главный месседж нового документального фильма Андрея Кончаловского «Человек неунывающий», собственно говоря, прочитывается в самом названии   -   восемь разножанровых новелл, каждая со своей неповторимой интонацией, об абсолютно разных людях, живущих в далеких уголках России и встречающих жизненные невзгоды с открытым забралом и неубиваемым оптимизмом. «Человек неунывающий»   -   своеобразный ответ, с одной стороны, тем, для которого Россия делится на москвичей и «замкадышей», а с другой стороны   -   тем, кто упрекает кинематографистов в том, что они «не знают жизни за пределами Садового кольца». Герои картины отвечают на философские, мировоззренческие вопросы незримого и неслышимого вопрошающего: «Что такое свобода? Что такое счастье? В чём смысл жизни?», при этом сами вопросы кажутся риторическими, потому что ответы на них содержатся в самом образе жизни, занятиях, достижениях, больших и маленьких повседневных радостях героев.

Российскую ментальность режиссёр исследует на широкой географической выборке: Центральная Россия и Сибирь, Юг страны и Дальний Восток, разные судьбы и разные условия жизни, но при этом каждый человек в кадре — личность, обладающая внутренним стержнем и неизбывной витальностью. Герои ленты Кончаловского, как сейчас говорят, «на позитиве»: находят возможность получать удовольствие от жизни, невзирая на самые обычные, каждодневные трудности: общая жизненная неустроенность, финансовое неблагополучие, скудость быта, собственные болезни, смерть близких. Репортажная съемка при отсутствии авторского закадрового голоса предоставляет наилучшую возможность высказаться самим героям, живущим в кадре своей обычной повседневностью.

Многодетная семья священника из Иркутской области вовлекает всю деревню в хлопоты церковной жизни: заменить колокола на звоннице, помогать отцу в проведении службы, организовать крестный ход   -  десять ребятишек от мала до велика воспринимают свои семейные обязанности как важный элемент служения обществу. Священник противопоставляет свободе («анархии» в его понимании) служение людям. Мария Моор, молодой врач районной больницы в Ольхонском районе   -  можно сказать, самый главный человек во всей округе, от своевременного приезда которого на раздолбанной машине скорой помощи зависит чья-то жизнь. На вопрос о том, что такое свобода, Мария отвечает, ни на минуту не задумываясь: предпочитаю свободе долг, востребованность, я трудоголик, главное   -   работа, людям помогать. Кормящая мама, не ушедшая в декрет (работать же некому!), она дает интервью, прикладывая к груди младенца прямо в рабочем кабинете. Молодой химик Николай Панюшев, лауреат всероссийского конкурса «Учитель для России», оставил престижную научную работу в санкт-петербургском Институте цитологии РАН и переехал под Старую Руссу, преподавать в деревенской школе химию, биологию и ещё пяток предметов   -   учителей в глубинке катастрофически не хватает. Сцена знакомства героя с условиями будущей работы вполне тянет на комедию: интернета и прочих необходимых для нынешней дистанционки благ цивилизации в деревне нет, зато алкогольные магазины в изобилии, включая гордость местного населения   -   «Красное и белое», а в пыльной и заросшей паутиной школьной «красной комнате»   -  гипсовый Ленин, выцветшие знамёна и библиографические редкости типа «Архивов Троцкого» и «Человека и религии в современном фрейдизме». Кубанского фермера Бориса Савинова авторы фильма застали уже на излёте жизни, на 4-й стадии ракового заболевания, при этом герой излучает оптимизм, заверяя нас, что чувствует себя прекрасно и неизбежного не боится   -  «Все когда-нибудь умрём». Как и остальные герои фильма, Савинов чувствует себя человеком, на котором страна держится: «Плачу много налогов. А кто будет платить? Дерипаска? Мордашёв? Ткачёв?» Не прекращая тяжелейшего труда на земле, готовится достойно встретить костлявую, в загробную жизнь не верит, в детстве разрубил икону топором: «Для меня это просто картинка, не более того». Сопереживает новостям из Сирии с телеканала «Звезда», всё принимает близко к сердцу. Умерший через год после съёмок фермер   -   олицетворение оптимизма и жизненной стойкости. А вот новосибирский авиаконструктор, замдиректора Сибирского НИИ авиации (СибНИА) Григорий Анохин, энтузиаст техники и социофоб   -   давний любимец российских кинодокументалистов. В 2016 году посвященный ему фильм Галины Леонтьевой «Закон Бернулли» собрал ворох призов отечественных кинофорумов, включая Гран-при кинофестиваля «Человек труда». Судя по видеоряду и высказываниям Анохина в картине Кончаловского, за четыре года в отрасли мало что изменилось   -   та же горечь в интонациях Анохина, те же сетования, те же переживания: «Во всём авиационном комплексе российского производства только халат, который сейчас на мне».

Каждый «человек неунывающий» у Кончаловского   -   миссионер, служащий людям, влюблённый в жизнь. Поразительно, но абсолютное большинство опрошенных героев на экзистенциальный вопрос о свободе отвечает: «Свободы в России через край, Россия   -   одна из самых свободных стран в мире. А вот демократией в России и не пахнет, даже намёка на демократию нет». У некоторых свобода ассоциируется с бардаком, анархией и вседозволенностью, практически ни для кого не является абсолютной ценностью, для всех она вторична по отношению к общественному долгу. Для режиссёра это одна из многочисленных точек соприкосновения, цементирующих нацию. Но Кончаловский не был бы большим мастером, если бы закончил фильм на такой лучезарно-бравурной ноте. Холодным душем на голову зрителя проливаются финальные титры: 20% россиян живёт за чертой бедности, каждый 4-й дом не газифицирован….. Прискорбная статистика завершается результатом опроса ВЦИОМ, согласно которому 80% россиян чувствуют себя счастливыми.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире