А ведь я вас предупреждала.  Заранее писала, анонсировала,  обращала ваше внимание на то, что фильм Люси Вивер «Санкара жив» к просмотру обязателен.  Откуда я это знала, с учётом того, что это полнометражный дебют Вивер??  Не могу сказать.  Однако, как в воду глядела   -   увы, вы не посмотрели идеальный, хрестоматийно совершенный, прямо в палату мер и весов помещай,  документальный шедевр.  Я бы этот фильм показывала не только студентам, обучающимся киномастерству, но и всем школьникам.  На нынешнем Международном фестивале документального кино «ДОКер»  выдают разную кинопродукцию, но это  -  безусловный must see.  Редко встретишь такое кино   -  буквально не к чему придраться:  и тема, и художественный замысел, и сценарий, и образы, и визуалка, и краски, и свет, и музыка, и звук, и послевкусие,  -  всё на 100 процентов.  И то, что в зале, кроме меня было человек шесть    -   явная недоработка организаторов фестиваля  (фильм не получил практически никакой рекламы в отличие от других, куда менее достойных внимания картин)  и ваша обидная потеря.  Если удастся найти этот фильм в сети, не проходите мимо.




Фильм француженки Люси Вивер начинаются кадрами, снятыми в 2014-м году и уже успевшими стать архивной хроникой:  народное восстание в Буркина-Фасо против президента Блэза Компаоре, увенчавшееся успехом:  горящие машины на улицах, гневнные буркинийцы, вооружённые кольём и дубьём, штурмующие президентский дворец толпы людей,   -  до боли  знакомый нам видеоряд.  Ещё более привычным кажется аудиоряд   -  люди кричат:  «Двадцать семь лет ты правишь нами, Блэз!!!  Уходи, надоел!», «Долой диктатора!!!», «Я сам родился при Компаоре, мои дети родились при Компаоре, мои внуки не будут жить при Компаоре!!!»  По форме такие события всегда похожи, а по содержанию всегда разнятся.  На многих протестующих футболки с портретами Тома Санкара, в руках у многих транспаранты  «Санкара жив!  Да здравствует Санкара!»,  «Компаоре мёртв, Санкара жив!»
:
Надеюсь, моим читателям не надо объяснять, кто такой Тома Санкара.  Революционер-марксист, герой национально-освободительной борьбы, после прихода к власти переименовавший свою родную страну из Верхней Вольты в Буркина-Фасо,  -  этот человек при жизни стал живой легендой и получил прозвище «африканский Че Гевара», стал символом и надеждой для всего развивающегося мира.  От множества деятелей национально-освободительного движения Санкара отличался тем, что ему удалось воплотить свои идеи на практике и преобразить страну буквально за четыре года: именно столько ему было отппущено судьбой  -  в августе 1983-го он возглавил страну, а в октябре 1987-го его уже убили  его бывшие же соратники, совершившие государственный переворот.

Жанр кинорецензии  не подразумевает пространных исторических экскурсов, но здесь давайте сделаем исключение, ибо действительно не все понимают, о фигуре какого масштаба идёт речь. Так получилось, что символом социалистических преобразований в странах третьего мира стал Фидель Кастро,   -   сам Санкара, кстати, именно его примером и вдохновлялся,  -   но не будем забывать, что сам он проруководил островом Свободы полвека, и сегодня на Кубе по-прежнему у руля его последователи.  Буркина-Фасо стала наглядным примером того, насколько стремительным и фундаментальным  может быть преображение  даже самого отсталого общества за пару-тройку лет, если проводить социалистические  преобразования последовательно и настойчиво, а также насколько стремительной и тотальной может быть деградация, если от завоеваний социализма резко и категорически отказаться.  За четыре года  правительство Санкара вытащило страну из удушающей нищеты, провело аграрную реформу, наделив крестьян землёй, превратило её из страны поголовной неграмотности в страну поголовной грамотности,  создало невиданную для Африки  систему социальной защиты   -   бесплатного образования и здравоохранения, спасло страну от опустынивания,  создав около 7000 лесопитомников и высадив 10 миллионов деревьев, в 10 раз снизило детскую смертность.   Не обладая значительными сырьевыми ресурсами,  Буркина-Фасо полностью освободилась от внешней зависимости, от финансовой и продовольственной помощи международных организаций.   Даже самые сухие учебники, написанные отнюдь не с марксистских позиций, признают, что «революционные реформы и национальная экономическая программа потрясли основы традиционных моделей экономического развития африканских стран и резко выделили Буркина Фасо из общего ряда». Если бы Санкара, после злодейского убийства которого выяснилось, что личное имущество убитого президента состояло из  холодильника со сломанным морозильником, трёх гитар и четырёх велосипедов, прожил бы подольше, либо его правительство не было бы насильственно свергнуто капиталистическими реваншистами, то, вполне возможно, мы бы увидели Буркина-Фасо в числе экономических лидеров не только Африки, но и всего развивающегося мира.  Для интересующихся:  вот вполне годный материал об этом, без преувеличения, ярчайшем герое столетия http://www.socialcompas.com/2019/12/20/blez-kompaore-myortv-tomas-sankara-zhiv-obrazy-narrativy-i-diskursy-narodnogo-vosstaniya-v-burkina-faso-2014-2015-gg/

Злая и горькая ирония судьбы:  Санкара был казнён своим же ближайшим соратником, в своё время помогшим ему прийти к власти,  Блэзом Компаоре, вступившим в сговор с французами, жаждавшими взять реванш за все утраченные в стране позиции.  Тело Санкара и целого ряда членов революционного правительства были изрублены на куски, затем эксгумированы и разбросаны.  На протяжении 27 лет правления Компаоре изображения Санкара были под запретом, его книги изымались из библиотек и сжигались, вытравлялась любая память о народном герое, любимце не только буркинийцев, но и обездоленных всего мира.  Несмотря на это, люди бережно хранили портреты  -  не случайно  свержение опостылевшего Компаоре, свернувшего все реформы Санкара и погрузившего страну опять в мрак и упадок, шло  с именем Санкара на устах и с его портретами в руках.


Герой фильма Люси Вивер  -  молодой буркинийский поэт Биконтин, обдумывающий житьё:  то ли податься а Запад в поисках лучшей жизни, то ли остаться приносить пользу многострадальной Родине.  Картина «Санкара жив»  -   классический  роуд-муви:  Биконтин решает проехать всю страну с севера на юг, передвигаясь поездами по железной дороге, проложенной в 80-е годы президентом Санкара.  Там, где начинается сахель,  железнодорожные пути обрываются:  люди объясняют Биконтину, что Санкара не успел закончить дорогу, а после его убийства всё пришло в запустение,  и между шпалами прорастает баобаб.  На протяжении всего путешествия Биконтин знакомится с людьми:  вот он заходит в ларёк купить ручку и блокнот, знакомится с молоденькой продавщицей, она ему называет свое имя и фамилию  -  Санкара.  Это твоя настоящая фамилия?   -   Нет, я её ношу из уважения к Тома Санкара. Вот уличный торговец книжками продает кустарно отпечатанные книжки Санкара:  многие годы их было запрещено печатать,  -  объясняет он герою,   -  теперь остается только делать репринты с немногих сохранившихся.  Вот Биконтин покупает на улице футболку с портретом Санкара   -  теперь, после падения диктатуры Компаоре, их снова можно делать.  Вот в маленькой деревушке работает женская консультация  — сеть таких консультаций понаоткрывало правительство Санкара, а раньше в стране умирало 6 из каждых 10 родившихся детей.  Вот Биконтин заходит в сельскую школу    -   учительница показывает детишкам буркинийский флаг и объясняет, что красная полоса на флаге символизирует кровь, пролитую Санкара и его соратниками «за то, чтобы все вы жили лучше».

Режиссёру Люси Вивер даётся найти поразительно точный баланс между богатым, но не утомляющим глаз видеорядом, поэтическим закадровым текстом   -  путешествующий Биконтин читает свои стихи, лиричные и  революционно звучащие одновременно,   -   и  вставками архивной кинохроники: тут сцены восстания 2014-го года, но в основном скверно сохранившиеся зернистые кадры с самим Санкара, выступающим по телевизору, перед согражданами, с трибуны ООН.  Человек огромного, зажигательного обаяния, он говорит, с одной стороны, прописные истины, а с другой стороны   -   то, что никогда не услышишь от человека  его ранга и калибра.  Мне показалось, что Люси Вивер использовала в своей картине кадры другого документального фильма, снятого в 2006 году Робином Шаффилдом «Санкара, честный человек».  Фильм Шаффилда был биографически-апологетический, а фильм Вивер   -  лирическое путешествие по памятным местам, связанным с жизнью «африканского Че Гевары»,  совершаемое главным героем, глазами которого мы смотрим на наследие одного из самых выдающихся революционеров современности.

Вопреки ожиданиям, в фильме практически нет постановочных сцен    -  в маленькой западноафриканской стране такая богатая натура и такой богатый человеческий материал, что они просто не нужны.  Единственным отступлением от документального канона стал фантастический фрагмент, полусон-полувидение главного героя, идущего по железнодорожным шпалам:  железная дорога поднимается, и шедший по ней поезд улетает в космос  (на самом деле, на этом, финальном участке дороги уже давно нет никакого движения поездов, они остались в воспоминаниях буркинийцев, в памяти которых эти поезда прочно увязаны с личностью того человека, который их запустил).

В числе хроникальных вставок   -   съёмки Санкара, рассказывающего об СССР и о своем посещении Звёздного городка.  «Советы вышли в космос,  -  говорит Санкара,  - теперь  они уже общаются с Луной и другими планетами.  Советский отряд космонавтов сумел это сделать благодаря социализму».

Убийцы Санкара не только запретили народу говорить о своем герое вслух.  Они с таким остервенением выкорчёвывали его достижения и связанные с социалистическим курсом завоевания, что страна, вновь отданная на разграбление французским империалистам,  за считанные годы откатилась далеко назад.  Тем не менее,  отнюдь не всё можно отнять у человека и целого народа.  Ни историческую память, ни грамотность, ни обретённое когда-то стремление к свободе не отнимешь, и Люси Вивер не случайно отправляет героя картины на поиски наследия и духа Тома Санкара.  Под психоделическое гитарное соло, невольно вызывающее в памяти саундтрек к «Мертвецу» Джима Джармуша, ты видишь живых людей, рассказывающих об оживающем в их воспоминаниях национальном герое.  Злодейски убитый тридцать с лишним лет назад, он по-прежнему жив, тогда как его доселе коптящие небо убийцы давно мертвы.

Если «Санкара жив» Люси Вивер  не получит приз фестиваля, значит, земля должна налететь на небесную ось.     


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире