В начале марта в российский прокат выходит проект, придуманный и реализованный продюсером Юлией Мишкинене     -  альманах короткометражек «Очень женские истории»:  пять новелл, снятых четырьмя женщинами-режиссёрами  (сейчас стильно, модно и молодёжно писать «режиссёрками)    -   Натальей Меркуловой,  Оксаной Михеевой, Ликой Ятковской, Анной Сарухановой и примкнувшим к ним Антоном Бильжо.  Сексистам, мачистам, диванным киноэкспертам в вытянутых трениках да и прочим презирающим «мочеполовое»  кино зрителям лучше остаться дома   -    они ничего не поймут и только зря потратят время.

Российское бабское кино   -  это особый жанр.  Тут нет никакой прямой корреляции с гендером режиссёра,  тот же вышеупомянутый Антон Бильжо считает себя специалистом именно по бабскому кино.  В последнее время отечественный кинематограф, перекормивший охреневшего зрителя всякими базуками, золотыми погонами и прочей милитари-патриотикой разного толка и качества, прямо-таки фонтанирует, оргазмирует бабским.  Лейтмотивы   -  чёртов ПМС,  «вас тут таких много, а я одна» и, разумеется, «все мужики сволочи».  Усталая гинекологиня 40+ с профдеформацией,  утомившись копаться в чужом сокровенном, безуспешно пытается копаться в себе.    

Изначально задумка Мишкинене и Наташи Меркуловой была совсем не о том.  Меркулова сняла великолепную, выше всяких похвал,  короткометражку «Сёстры» с бесподобным дуэтом двух Викторий  -  Исаковой и Толстогановой.  На любом фестивале короткометражного кино успех был бы гарантирован, но для широкого проката неформат, поэтому было решено «доснять» еще несколько и нанизать их  одну на другую в сборник, до полного метра.  Увы, даже не будучи в курсе этой предыстории, любой зритель легко о чем-то подобном догадается    -  новеллы получились весьма неравнозначными, и даже то, что «Сестёр» в итоге  «спрятали» в середину альманаха,  не оставляет сомнений в том, что тут главное, а что гарнир.  В центре каждой короткометражки  -  женский дуэт.

Первая новелла Оксаны Михеевой «Эс как доллар, точка, джи», в отличие от остальных гиперреалистических мини-лент   -   юмористическая, пародийная антиутопия:  в дивном новом мире закутанные по самые брови тётки арендуют мужей в футуристических  МФЦ,  где условия контракта зависят от твоего поведения  —     выполняешь все предписания, получишь молодое мясо в возрастном интервале от 30 до 45,  в чем-то провинилась   -   понизят категорию, и сиди, листай каталог с дедулями семьдесят плюс.  Перехитрить эту оруэлловщину пытается героиня Анны Михалковой,  после нудного бодания с системой сама завербовавшаяся в сотрудницы конторы и получившая возможность не носить уродливый хиджаб,  зыркать стеклянным глазом, нажимать на кнопки и самой ломать человеческие судьбы.  Всё это, разумеется, во имя того, чтобы продлить самой себе аренду лысого и ушастого хмыря-муженька (Сергей Фролов), который не прочь бы сменять утратившую товарный вид жёнушку  на что-нибудь посвежее.  Дурная бесконечность в космических интерьерах:  заимев стеклянный глаз, героиня становится  неотличимой от глумившейся над ней ранее грымзы-чиновницы  (Кристина Бабушкина), а открывшиеся широкие возможности выбора партнера пропадают всуе, ибо ничто, кроме собственного мужа, который, как известно, объелся груш, ей и в голову не приходит.    

Второй мини-рассказ Лики Ятковской «Уроки рисования для взрослых»    -  банальная до зубовного скрежета зарисовка о двух женщинах, любящих одного мужика,  40-летней красавице-жене (Любовь Толкалина)  и 26-летней любовнице (Лукерья Ильяшенко).  Обманутая супруга пытается подружиться с молодой кралей, памятуя о том, что месть    -  блюдо, которое подают холодным.  Пока новоиспечённые подружки  в школе рисования  малюют уставших от жизни натурщиц с целлюлитом и обвислыми сиськами  (на контрасте   -  свеженькие и задорные сиськи Ильяшенко), пьют вино и сплетничают на здоровенной кровати-траходроме, зритель ждёт острой и леденящей кровь развязки.  На выходе же  -  типично бабская «месть»:  выманить ничего не подозревающую разлучницу на улицу и торжественно проехать мимо её носа  на машине вместе с ни разу не заслуживающим никаких подобных страстей и точно так же ни о чем не подозревающим объектом соперничества.  В чем кайф от такой мести, понятно, наверно, только самодовольно ухмыляющейся героине.  Вся история   -  ничем особо не выдающаяся попытка в полумиллионный раз рассказать о бабской глупости, закомплексованности, низкой самооценке и лицемерии.

«Стиралка» Антона Бильжо   -   ещё более банальная до оскомины фантазия о двух подружках,  не просыхающей дуре-блондинке с рефлексами инфузории-туфельки  (Анна Слюсарёва («Слю»)  и куда более правильной брюнетке, а в сравнении так просто моралистке с повадками училки (Диана Дэлль), каждая из которых недовольна своей личной жизнью, правда, одна готова удариться во все тяжкие, а другая всё-таки ещё не совсем готова.  Как и в первых двух короткометражках, и тут есть унылая, абсолютно бесполезная мужская фигура  -  брюнеткин «муж  — объелся груш»  (правильный и блёклый до зевоты Петар Зекавица), а счастья нет.  Залитое вином и ещё Бог знает чем красное платье можно прокрутить в стиралке, а собственную никчёмность и убогость не выстираешь, придётся донашивать.  

«Выставка» Анны Сарухановой  -    мини-эссе с претензией на психологичность и с замахом на «современное искусство»:  главная героиня, как водится, мужиком брошенная  и закомплексованная  (юная Полина Виторган), ведя бесконечный диалог со своим внутренним «я»,  участвует в выставке боди-арта:  молодые люди   –   живые статуи, затянутые в прозрачно-телесную сеточку с эффектом наготы,  принимают эффектные позы перед глубокомысленно-безмолвными зрителями.  И тут нагромождение банальностей   -  разумеется,  здесь же подрабатывает живой статуей проклятая соперница  (Анфиса Черных),  и главная героиня, вместо того, чтобы переключиться на ушастого коллегу по инсталляции или хотя бы выцарапать разлучнице глаза,  потом отправится с ней дружески перемывать кости объекту общей страсти.  Бабская дружба, как и бабская вражда  -    явление целиком иррациональное, и любой психоанализ тут бессилен.

На фоне этих милых, но, в общем,  ни на что не претендующих безделиц резко выделяется  положившая начало всему проекту короткометражка «Сёстры»  Натальи Меркуловой     -  гиперреалистичный,  физиологичный до мурашек рассказ  о молодой    алкоголичке (Виктория Исакова) и  её  преданной, мучимой комплексом вины и массой прочих комплексов старшей сестре (Виктория Толстоганова),  пытающейся вытянуть близкого человека из страшного омута, всё сильнее затягивающего на дно.  Смотрится это на одном дыхании,  на оголённых нервах,  а для зрителя, имеющего тяжкий опыт жизни в семье с алкоголиком, здесь узнаваемо всё, знакомо до физической боли,  -  каждая интонация, каждая фраза, каждая физиологическая реакция,  каждый симптом этой  адской заразы.  Кто  когда-нибудь бегал по городу с выскакивающим из груди сердцем в поисках ушедшего в запой близкого,  находил, с десятой попытки привозил его в холодную, похожую на тюрьму наркологию,  опять разыскивал сбежавшего оттуда почти голышом, в сотый раз выслушивал пустые обещания, мучился, винил во всём себя и доходил в этой муке почти до самоуничтожения, тот поймёт, насколько мощно, фотографически точно, на разрыв аорты снята трагедия опустошения, распада личности и умирания вместе с жертвой зависимости человека, который  любит и приносит себя в жертву не желающему выкарабкиваться из ада близкому.  Актёрский дуэт двух Викторий   -    стопроцентная кастинговая удача,  поистине грандиозная работа.  А вот проект в целом  не вышел органичным:  за вычетом «Сестёр»  «Очень женские истории»  могли бы стать  злобно-издевательским феминистским мужененавистническим киноэкзерсисом,  но  в итоге смотрятся эклектичной, сшитой из разных кусков подборкой историй о женских комплексах,  фобиях и зависимостях.

Мужиков на такое кино звать бесполезно   -  кроме тупого гыгыканья, ничего путного не услышите.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире