Большой, грузный человек едет на машине со своей собакой в лес на охоту. Собака неожиданно исчезает, человек углубляется в лес на поиски и теряется сам, не может найти выхода и практически весь экранный хронометраж бредет наугад, спит, пьет воду из бутылки, встает и опять идет, проклинает всё на свете, матерится, недоумевает, бьется в истерике, боится, кряхтит, что-то бормочет, испытывает физическую усталость и дискомфорт, паникует, впадает в отчаяние, опять и опять идет по заколдованному кругу… Все человеческие страхи, комплексы и фобии, которые так явственно всплывают в наших кошмарных сновидениях, — самые распространенные сюжеты кошмарных снов, когда мы либо убегаем от кого-то и не можем убежать, либо заблудились, ищем выход и не можем найти, становятся сюжетами мирового кинематографа, — достаточно вспомнить попытки побега из замкнутых пространств у Бунюэля и Полански, город Зеро Шахназарова… Наиболее символический и многозначительный эпизод, на мой взгляд — когда герой, уже спасенный и вывезенный из проклятущего леса сердобольными гражданами, на следующий день как ни в чем ни бывало возвращается обратно, — и это тоже вполне распространенный тип поведения, всё как в учебнике психологии.
Потрясающая абсурдистская трагикомедия-притча Гийома Никлу «Конец» — это фактически моноспектакль, сыгранный Жераром Депардье, демонстрирующим неизменную актерскую форму; из тех картин, в которых, в общем-то, ничего не происходит, но невозможно оторваться от экрана. Помимо главного героя, есть ещё парочка персонажей, но Депардье заполняет собой экран полностью, поглощая всё внимание и заставляя зрителя буквально «врастать» в дублёную шкуру его героя.
Аллегорический лес, выйти из которого невозможно, дополняется аллегорическими персонажами, которые могут, но не хотят помочь герою спастись и вообще ведут себя странно, — женщина инфернального вида, похожая на смерть, которую герой пригревает от безысходности и одиночества, разумеется, и есть сама Смерть, которая, как и часто бывает в жизни, дает тебе шанс, которым ты, скорее всего, не воспользуешься.

Режиссеру и совершенно феерическому Депардье удается создать такое явственное ощущение безысходности и катастрофы, что зритель, выходя с фильма, просто физически испытывает одышку и гнетущий страх. Сделано это настолько скупыми и сдержанными средствами художественной выразительности, что не поаплодировать создателям фильма нельзя. Депардье, уже давно находящийся в той весовой актерской категории, когда уже можно не искать выгодных ракурсов, играет и самого себя, и каждого из нас, а мы просто физически проживаем его экранную жизнь вместе с ним.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире