Не могу не приветствовать решение жюри ММКФ, при таком сильном конкурсе и такой линейке остроактуальных документальных лент выбравшего именно российский фильм — молодой режиссер Михаил Барынин, уже зарекомендовавший себя как певец русской глубинки, русского Севера, снял двухчасовое поэтическое кинополотно «24 снега» — лирический рассказ о людях, населяющих суровое якутское Приполярье. Фильм Барынина — гимн природе (умопомрачительные ландшафтные съемки арктической Якутии, где по всем законам вечной мерзлоты и здравого смысла человек выживать вроде бы не должен, а живет себе и ухитряется вести хозяйство) и человеку, её покоряющему. Первые же кадры бескрайнего обледенелого пространства настраивают на сурового, немногословного героя, олицетворяющего мощь и силу сопротивления природе, но не тут-то было — перед нами весельчак-балагур с улыбкой до ушей на открытом лице. Сергей — представитель редкой в Якутии профессии: он не оленевод, как большинство его земляков, а именно коневод — лошади в приполярной черте большая редкость, используют их не в качестве тягловой силы (с этим отлично справляются олени и собаки), а выращивают на мясо и на шерсть — одна лошадь (якутская лошадь это что-то лохмато-курчаво-пушистое) кормит якутскую семью весь сезон.
Камера оператора «проживает» с главным героем целый год, фиксируя все этапы и все события его жизни — у Сергея собственное своеобразное летосчисление, 24 года («24 снега») назад он посвятил себя любимому занятию, но в условиях вечной мерзлоты, кажется, замерзает и время — Сергей, живя фактически на пастбище и надолго оставляя семью, ухитряется плодиться и размножаться, редко приезжая на сезонные побывки («я приехал, а сын уже встаёт и ходит»). Редкая возможность не одичать в лесу и побывать «в обществе» — ежегодный ысыах, якутский праздник встречи лета, где Сергей в числе главных организаторов гуляний.

Для того, чтобы рассказ о герое не казался карамельно-идиллическим, а был максимально правдивым, автор включает душераздирающие кадры убийства лошадей — герой переживает, мучается, плачет, но законы естественного отбора неумолимы, и удар по лошадиной голове топором — неотъемлемый атрибут жизни в якутской вечной мерзлоте.

Автор «24 снега», с одной стороны, показывает человека, максимально приближенного к природе, с другой — констатирует тесное соприкосновение природы и цивилизации, традиции и прогресса: старшие дети Сергея давно улетели поступать в вузы больших городов, младшие вовсю забавляются с электронными гаджетами и учат «непродвинутого» папу ставить вай-фай на планшет.
Великолепная операторская работа, уникальный, чрезвычайно артистичный главный герой-самородок, органичный сплав философии, природоведения, мифологии и этнографии, самобытная музыка — всё это делает картину Барынина призовой.
Крайне полезное зрелище для нытиков, жалующихся на тяжелую жизнь в Москве.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире