«Трон» южнокорейского режиссера Ли Чжун Ика — роскошная, зрелищная, душераздирающая драма о жизни королевского двора в середине 18 века, одна из самых ярких страниц правления династии Чосон. История испепеляющей любви отца, короля Ёнджо, к сыну, принцу Садо, переходящая в жгучую ненависть и войну на уничтожение (в оригинальной версии фильм называется по имени принца).

Фильм совершенно, если можно так выразиться, некорейский — восточноазиатское кино всегда сакцентировано на визуальном великолепии, картины о быте королевского двора — на ритуальной и церемониальной стороне дела в ущерб психологическим портретам героев. «Трон» совершенно выбивается из этой традиции, разбрызгивая такой фонтан страстей, буквально выплескивая такую палитру характеров и типажей, что невольно ловишь себя на том, что не было в человеческой истории ничего интереснее перипетий правления династии Чосон. Трагедия одиночества любого, попадающего на вершины высшей власти, в очередной раз доказывает вечную истину о том, что нет более несчастного и несвободного человека в стране, чем её верховный правитель.

Продержавшийся на троне более полувека король Ёнджо вошел в историю Кореи как сильный и мудрый монарх с единственным скелетом в шкафу, но зато каким! Принц Садо, его единственный и любимый сын, поднял мятеж против отца, был схвачен, преданный своим окружением. По тогдашним корейским законам король не мог казнить сына и стать сыноубийцей, поэтому проигравшего принца весь двор умоляет свести счёты с жизнью самому. В итоге король приказывает посадить непокорного сына в ларь для риса, собственноручно заколачивает ящик гвоздями, где принц умирает через восемь дней от жажды и голода. Это реальная история, которая известна со школьных лет любому корейцу.

Автору фильма интересна не столько общеизвестная событийная сторона, сколько её предыстория, приведшая к трагической развязке. Постепенно и с мельчайшими подробностями нам показывают, как отец и его любимый и единственный сын отдаляются друг от друга, как растет эта пропасть, как отцовская и сыновняя любовь переходят во взаимную ненависть, как ломается личность и достойный наследник престола превращается в надломленного, озлобленного психопата, в припадке ярости убивающего придворных и слуг. Жестокость придворных нравов и царящее повсюду лицемерие, несправедливая и дискриминационная иерархия многочисленных королевских жен и наложниц, когда единственный принц, рожденный от наложницы, считается чуть ли не бастардом, постоянная опасность предательства и мятежа, исходящая из самого близкого королевского окружения, напоминающее серпентарий чиновничество, постоянный бунт отдаленных провинций, — всё это те реалии, которые окружают корейских правителей с самого детства. Можно ли в этих обстоятельствах остаться человеком?... Ведь в итоге помешавшийся принц, пришедший в королевские покои с мечом, так и не смог поднять на отца руку, услышав его разговор с собственным ребёнком, маленьким принцем Чонджо, а вот у любящего отца-монарха рука не дрогнула: одни из самых сильных сцен фильма — кадры, где король заколачивает ларь с сыном, обреченным на медленную мучительную смерть, а также финальная сцена, где плачущий отец разговаривает уже с мертвым Садо через толстые стенки ящика.

Фильм основан на сохранившихся дневниковых записях супруги убитого принца Садо — это одна из самых трагических фигур всей истории, разрывающаяся между любовью и долгом: в итоге именно она оповещает короля о том, что её муж пошёл мятежом и королевской семье грозит опасность.

Запоминаются сцены ритуальных поздравлений двух королевских наложниц, достигнувших 60-летия: по настоянию принца Садо двор чествует его мать, которой по закону такие чествования не положены, и через много лет принц Чонджо заставляет чествовать свою родительницу, также имеющую, с точки зрения дворцовых правил, недостойное происхождение. Праздник дворцового лицемерия, слезы на глазах несчастных именинниц, обреченных жить в золотой клетке в атмосфере всеобщей ненависти и недоверия, всё это как нельзя лучше характеризует нравы королевского двора при Чосон.
Ключевой диалог фильма:
— После самоубийства премьер-министра уже два министра, Лю и Мин, покончили с собой….
— Слабаки. Только и умели, что болтать о реформах….

Отличный сплав исторического костюмного фильма и высококлассной психологической драмы, рекомендую всем.

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

polyn 24 июня 2016 | 12:18

Дарья Митина, Вы как всегда в своем репертуаре: бесконечное "комментарий скрыт". Чем мой то комментарий провинился? Я не виновата, что Ваш заголовок с намеком на шутку-юмора рассчитан на интеллект человека, которому этот фильм не может понравится, а те кто может оценить читать Вашу рецензию с таким заголовком не станут. А фильм замечательный: сцены великолепно отточены и поставлены - каждый кадр - это картина, диалоги умны и красивы, игра актеров без фальши и перегибов, все чувства героев переданы настолько тонко, что сочувствуешь каждому.


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире