«Была пора — я рвался в первый ряд,

И это все от недопониманья…»


Владимир Высоцкий


Который день у меня из головы не выходит круглый отличник, гордость школы №263. Я намеренно не называю ни имени, ни фамилии, хотя они мне, как и вам, хорошо известны: думаю, стоит перенять западную практику и не называть в СМИ имена обвиняемых, если они несовершеннолетние.

Этот 15-ти-летний ребёнок, не вызывавший ни у кого тревоги (гений, и у него все хорошо!) и в одну минуту перечеркнувший все планы на собственную жизнь, из-за давления родителей, которые даже в суд не явились, предали своего сына, страдающего «синдромом отличника»…

В чём он проявляется? В детстве в жизненной установке: «получу отлично – получу одобрение» и отсюда — панической боязни неудач. Во взрослом возрасте — в стремлении человека делать все идеально и готовности платить за это любую цену («perfectionism»–как говорят на Западе).

Я сама им страдала (школа с «золотой» медалью, университет с красным дипломом, аспирантура экономического факультета лучшего вуза страны – МГУ им. М.В. Ломоносова и успешная защита диссертации). Жаль, что школьных психологов тогда и в помине не было, и я находилась под постоянным давлением матери, которая в штыки воспринимала любую проходную четверку в школе и университете.

У отличника из школы №263 таких «давивших» на него было несколько человек: отец – сотрудник спец НИИ, изрекший «лучше бы его убили», мать и бабушка, водившая его, десятиклассника, за руку к репетиторам, но так и не появившаяся в зале суда, где ему определяли меру пресечения.

Я не буду рассуждать о том, что было бы, поговори отец с сыном по душам в тот вечер, когда они поссорились из-за тройки по географии; или приди он на следующий день в школу, спокойно побеседовать с учителем, выяснить, что они все вместе могут сделать, чтобы помочь мальчишке успевать на «отлично» по географии, потому, что прошлого не изменить. Людей с того света не вернуть…

По словам друзей, родные «заставляли его читать религиозные книги и заучивать молитвы». А сами они задумались о безусловной любви? Судя по их поступкам, они любят только себя и свою боль, а ведь это из-за их завышенных требований у пацана сформировался «комплекс отличника». Это именно они хотели, чтобы их чадо было самым лучшим, забывая, что ребенок, прежде всего, должен быть любимым.

А любить в России умеют только себя… Кто из вас, дорогие родители, говорит своим детям, обнимая и целуя их: «Ты учишься не для меня, а для себя. Не важно, какую оценку ты получишь, я всё равно буду всегда любить тебя!» Хоть один нашёлся? Нет? Так сделайте это сегодня.

Вспоминаю маму одной моей подруги по аспирантуре, которая говорила ей (естественно, золотой медалистке и обладательнице красного диплома МГУ без единой четверки в приложении к диплому!) по поводу внука – не отличника: «Мои дети так не учились!». Что она хотела подчеркнуть этим унижающим мою подругу высказыванием? Что она – лучше, чем дочь, или что внук недостаточно хорош для неё? А сама — троечница, как и мои родители…

А есть на моей памяти и другая мать подруги, которая сказала рыдающей дочери, получившей тройку на сессии: «Любая твоя слёзка мне дороже любой оценки!» и стала целовать ей руку от кисти до плеча, не стесняясь присутствующих. Вот такую мать я себе и попавшему в беду ребёнку желаю в следующей жизни!

А пока я хочу помочь этому никому не нужному, недопонятому ребёнку и обращаюсь к его адвокату Евгении Мартыновой:

Уважаемая госпожа Мартынова!

Низкий поклон за Вашу готовность защищать ребёнка в суде. Я могла бы прилететь в Москву из-за океана в качестве свидетеля-эксперта: мне понадобились годы терапии, чтобы разгрести «завалы» моего, зародившегося в детстве «синдрома отличника», благо на Западе это покрывает большинство рабочих страховок.

Вы можете связаться со мной в моём микро блоге в Twitter.

P.S. Приношу свои искренние, глубочайшие соболезнования семьям погибших Андрея Кириллова и Сергея Бушуева. Вечная память.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире